Вахтенный журнал крейсера 2 ранга "Алмаз" за 14 мая 1905

Nov 03, 2021 14:21


Часы.Направление и си-
ла ветра по___Курс по главному
носовому
компасуПоправка курсаУзлы или показа-
ние механического
лагаПоправка механи-
ческого лагаЧисло пройден-
ных мильОбороты винта
или колесСостояние погоды.Состояние неба.Состояние моря.Высота баро-
метра.Температура на-
ружнего воздухаТемпература
моряВысота воды в
трюме.Температура
угольных ящи-
ков.Давление пара.
1NW/2NO68°
NO73°-8°
-3°8¾-56П82758+13°+23°240
2ДДД8½240
3ДДД8½240
4Д/1ДД8½18740м+30°240
5NW/1NO68°
NO73°-8°
-3°Я52754+12°+23°240
6ДДД240
7ДДД240
8ДДД0м+30°240

PortDayot - Владивосток
Суббота 14/27 Мая 1905г. на ходу в Корейским проливом, под вымпелом с полуночи случаи:
[Spoiler (click to open)]


Развели пары в котлах №.№.1,8,11,16.
3ч30м
Дали огонь в камбуз.
Под парами все котлы.

Лейтенант Саблин
4ч35м
Ком.Эск. (Ж)(УЦЖ).
4ч40м
Ком.Эск. (▥Б6)(ЖЧ)-(▥Г2)(Б).
4ч50м
Ком.Эск. (⧈ПДА)(ТЗС).

Побудка команды.
5ч5м
Ком.Эск. (ДУО)(ЮИѲ)(ЗМЖ).
5ч10м
Ком.Эск. (▥ГТ)(Б)(А)(ЪБС)(VВ1).
5ч15м
Ком.Эск. (8Д)(АИЯ).
5ч25м
Команда на молитву, завтрак.
Ком.Эск. (8Г)(АР4)(БЩЪ)(МХК)(ЦХЕ).
5ч35м
“Светлана”: (8Г)(Б6)-(8Г)(Б)./
5ч45м
“Кострома”: (ТЗК)(ТЦА)(ДЦЕН)
6ч10м
На траверзе увидели японский крейсер “Idzumi” шедший паралел. курсом.
7ч30м
Пробили боевую тревогу.
Ком.Эск. (8Б)(КЛФ)(ОЖС)(УФ2)(ГЩЦ)(V0▥)(СЪБ)(8Г)(В1)(И1Б)(ОВН)(ЪЦЕ).

Лейтенант Григорьев
Пропущено:
5ч35м Разведочный отряд вступил в кильватер транспортам.
8ч15м
Ком.Эск. (8Г)(ЪЮ2).
8ч20м
У орудий оставлены комендоры, остальные разошлись.
8ч45м

8ч50м
Команда переодета в белые рубахи и черные брюки.

Ком.Эск. (СЪЕ)(ХЖД)(V0▥)(В7Н)(ХЮ5)(28Ж)(▤А)(О1Т)(ПХМ)(Л69)(VВ1)
9ч15м
Ком.Эск. (▥ГЩ)(VВ)(Г03).-(8Б)(8В)(3Д▥)
9ч25м
Ком.Эск. (8Б)(8В)(3Д6).-(Н38)(▤ПО)(Г06)
10ч15м
Увидели слева на траверзе отряд японских крейсеров, состоящий из “Кассаги”, “Читозе”, “Ниитака” и “Тсусима”, идущий сходящимся курсом по направлению к поливу
“Владимир Мономах” открыл огонь по “Идзуми”, который ответил и быстро скрылся в мгле.
10ч45м
Команде дали вино и обедать.
11ч20м
Левая колонна открыла огонь по отряду 2х японских крейсеров, которые отвернули все вдруг влево, открыли огонь и скрылись.
11ч40м
Ком.Эск. (8В)(8Т)-(ВТ)(8Б).
11ч50м
Ком.Эск.(6АЩ)-(3Д6)
12ч30м
Переменили курс NO31°. Попр. -8°
Iй броненосный отряд уклонился в право в строе кильватера и 8 каб. от левой колонны.
1ч20м
Слева показались три японских крейсера.
“Алмаз”: (ДИѲ)(6ИН)(3).
1ч40м
Показалась слева впереди неприятельская эскадра, состоящая из: “Миказа”, “Шикишими“, “Асахи”, “Фуджи”, “Ниссин”, “Кассуга”, “Ивате”, “Идзумо”, “Адзумо” и “Якумо”.
Ком.Эск.(8В)(ВТ)(8Б)
1ч50м
Броненосцы открыли огонь, продолжили идти тем же курсом.
Разведчики. имея транспорты впереди, уклонились на 4R вправо и отошли от броненосцев кабельтовых на 10-15.
Справа - “Крейсерский отряд”
Пробита боевая тревога.
2ч20м
Из-за японской эскадры слева вышел отряд, состоящий из крейсеров: “Касаги”, “Шитозе”, “Ниитака”, “Тсусима”, “Матцусима”, “Акитсусима” и “Сума”, направились на юг, чтоб обогнуть наши концевые корабли.
Разведочный отряд открыл огонь по нему. Крейсерский отряд продолжил идти те же курсом, но затем повернул на обратный курс и открыл огонь по тому же отряду.-
В начале боя пошел ко дну броненосец “Ослябя”. Команду спасали миноносцы.
Вскоре затем и вышел из строя броненосец “Князь Суворов” у которого были сбиты мачты и трубы.
В середине боя на броненосце “Имп.Александр III”был виден большой пожар и сильный крен.
Около 6ч вечера он исправил крен и потушил пожар и вступил в строй.
В восьмом часу вечера с “Александра III” был сигнал (ВЖЦ)
Броненосец “Бородино” после выхода из строя броненосцев “Суворов” и “Александр III” шел всё время головным.
Около 6ч. вечера был разобран сигнал: (АМГ)(▥4Г), после которого был подан сигнал (6АЩ).
В 7ч10м броненосец “Бородино” перевернулся на правую сторону и пошел ко дну. За полчаса до его гибели на нем был виден сильный пожар.
Броненосец “Сисой Великий” выйдя из строй в начале боя тушил большой пожар стреляя в тоже время по отряду легких крейсеров. Потушив пожар броненосец вступил в строй.
На остальных броненосцах особых повреждений не замечалось - они все время сохраняли строй.
Отряд легкий японских крейсеров в начале боя направил весь огонь на транспорты и разведочный отряд. Крейсер “Урал” в это время получил носовую подводную пробоину, сел носом и начал спускать все гребные суда.
Крейсер “Светлана” подошел к “Уралу” и сделал сигнал “Корее” принять людей с “Урала”.
В этоже время “Светлана” также получила носовую подводную пробоину и села немного носом, и “Алмаз” присоединился к крейсерскому отряду, маневрируя до конца боя в колонне крейсеров, беспрерывно стреляя по неприятельским крейсерам, когда дальность это позволяла для его 75м/м пушек.
“Урал” продолжал держаться на воде, сел носом и оставался в таком положении не погружаясь в воду до наступления темноты, трубы у него были сбиты.
Из транспортов пострадали “Камчатка”. на которой было несколько пожаров и сбита труба, “Иртыш”, на котором были также пожары в носовой части и пробоина, так как он сел носом.
Буксир “Русь” к концу боя не был виден. Миноносцы с наступлением темноты были все в строю.
Транспорты без строя маневрировали так. чтобы быть защищенными крейсерским отрядом.
в 7ч вечера
вся эскадра шла по истинному курсу NO23°. Крейсера в отдельной колонне от броненосцев слева. Впереди по курсу показались два отряда неприятельских миноносцев. один из 4-х, другой из 5-ти миноносцев.
Крейсер “Олег”. шедший головным, прибавил ход, пошел на миноносцы и открыл по ним огонь, но затем начал склоняться влево и за ним все крейсера.
Около 8ч вечера
крейсерский отряд шел уже на SW12° по компасу. В это время все транспорты без всякого строя вместе с миноносцами прорезали строй крейсеров вследствии чего крейсер изменили курс влево и скоро в темноте потерял остальной крейсерский отряд.
в 8ч30м.
Считая себя в счисленной φ=34°23'N и счис. λ=129°44' Ost взял курс Ost по компасу. Поправка -10°. Ход 12 узлов. На левом траверзе был виден свет прожекторов и была слышна стрельба.
9ч15м
Переменили курс на NO80°. Попр. -10°.
9ч30м
Переменили курс на NO70°. Попр. -10°.
10ч
Переменили курс на NO48°. Попр. -8° и прибавили ход до 15 узлов.
11ч
Свет прожекторов перкратился и стрельба больше не была слышна.
Весь день по беспроволочному телеграфу получали японские знаки.
-Во время боя смертельно ранены и умерли

Артиллерийский офицер Лейтенант Павел Павлович Мочалин,

Кочегар Александр Лукин,

Кок Спиридон Кравченко,

Машинист Антон Ерв,
-Тяжело ранены:

Матрос Иван Попов

Комендор Семен Шитин

Матрос Василий Суханов

Матрос Степан Власенко
-Легко ранены:

Барабанщик Исаак Рудь,

Матрос Яков Савицкий,

Матрос Федор Герман,

Комендор Егор Кейль,

Матрос Борис Милосердов,

Комендор Петр Парамонов,

Матрос Федор Зайков,

Машинист Василий Андреев.

Лейтенант Григорьев


РГАВМФ ф.870, ед.хр.32308, л.79(об)-86

Цусима, Вахтенный журнал

Previous post Next post
Up