Вахтенный журнал крейсера 2 ранга "Алмаз" за 14 мая 1905
Nov 03, 2021 14:21
Часы.Направление и си- ла ветра по___Курс по главному носовому компасуПоправка курсаУзлы или показа- ние механического лагаПоправка механи- ческого лагаЧисло пройден- ных мильОбороты винта или колесСостояние погоды.Состояние неба.Состояние моря.Высота баро- метра.Температура на- ружнего воздухаТемпература моряВысота воды в трюме.Температура угольных ящи- ков.Давление пара. 1NW/2NO68° NO73°-8° -3°8¾-56П82758+13°+23°240 2ДДД8½240 3ДДД8½240 4Д/1ДД8½18740м+30°240 5NW/1NO68° NO73°-8° -3°Я52754+12°+23°240 6ДДД240 7ДДД240 8ДДД0м+30°240
PortDayot - Владивосток Суббота 14/27 Мая 1905г. на ходу в Корейским проливом, под вымпелом с полуночи случаи: [Spoiler (click to open)]
3ч Развели пары в котлах №.№.1,8,11,16. 3ч30м Дали огонь в камбуз. Под парами все котлы.
Лейтенант Саблин 4ч35м Ком.Эск. (Ж)(УЦЖ). 4ч40м Ком.Эск. (▥Б6)(ЖЧ)-(▥Г2)(Б). 4ч50м Ком.Эск. (⧈ПДА)(ТЗС). 5ч Побудка команды. 5ч5м Ком.Эск. (ДУО)(ЮИѲ)(ЗМЖ). 5ч10м Ком.Эск. (▥ГТ)(Б)(А)(ЪБС)(VВ1). 5ч15м Ком.Эск. (8Д)(АИЯ). 5ч25м Команда на молитву, завтрак. Ком.Эск. (8Г)(АР4)(БЩЪ)(МХК)(ЦХЕ). 5ч35м “Светлана”: (8Г)(Б6)-(8Г)(Б)./ 5ч45м “Кострома”: (ТЗК)(ТЦА)(ДЦЕН) 6ч10м На траверзе увидели японский крейсер “Idzumi” шедший паралел. курсом. 7ч30м Пробили боевую тревогу. Ком.Эск. (8Б)(КЛФ)(ОЖС)(УФ2)(ГЩЦ)(V0▥)(СЪБ)(8Г)(В1)(И1Б)(ОВН)(ЪЦЕ).
Лейтенант Григорьев Пропущено: 5ч35м Разведочный отряд вступил в кильватер транспортам. 8ч15м Ком.Эск. (8Г)(ЪЮ2). 8ч20м У орудий оставлены комендоры, остальные разошлись. 8ч45м
8ч50м Команда переодета в белые рубахи и черные брюки. 9ч Ком.Эск. (СЪЕ)(ХЖД)(V0▥)(В7Н)(ХЮ5)(28Ж)(▤А)(О1Т)(ПХМ)(Л69)(VВ1) 9ч15м Ком.Эск. (▥ГЩ)(VВ)(Г03).-(8Б)(8В)(3Д▥) 9ч25м Ком.Эск. (8Б)(8В)(3Д6).-(Н38)(▤ПО)(Г06) 10ч15м Увидели слева на траверзе отряд японских крейсеров, состоящий из “Кассаги”, “Читозе”, “Ниитака” и “Тсусима”, идущий сходящимся курсом по направлению к поливу “Владимир Мономах” открыл огонь по “Идзуми”, который ответил и быстро скрылся в мгле. 10ч45м Команде дали вино и обедать. 11ч20м Левая колонна открыла огонь по отряду 2х японских крейсеров, которые отвернули все вдруг влево, открыли огонь и скрылись. 11ч40м Ком.Эск. (8В)(8Т)-(ВТ)(8Б). 11ч50м Ком.Эск.(6АЩ)-(3Д6) 12ч30м Переменили курс NO31°. Попр. -8° Iй броненосный отряд уклонился в право в строе кильватера и 8 каб. от левой колонны. 1ч20м Слева показались три японских крейсера. “Алмаз”: (ДИѲ)(6ИН)(3). 1ч40м Показалась слева впереди неприятельская эскадра, состоящая из: “Миказа”, “Шикишими“, “Асахи”, “Фуджи”, “Ниссин”, “Кассуга”, “Ивате”, “Идзумо”, “Адзумо” и “Якумо”. Ком.Эск.(8В)(ВТ)(8Б) 1ч50м Броненосцы открыли огонь, продолжили идти тем же курсом. Разведчики. имея транспорты впереди, уклонились на 4R вправо и отошли от броненосцев кабельтовых на 10-15. Справа - “Крейсерский отряд” Пробита боевая тревога. 2ч20м Из-за японской эскадры слева вышел отряд, состоящий из крейсеров: “Касаги”, “Шитозе”, “Ниитака”, “Тсусима”, “Матцусима”, “Акитсусима” и “Сума”, направились на юг, чтоб обогнуть наши концевые корабли. Разведочный отряд открыл огонь по нему. Крейсерский отряд продолжил идти те же курсом, но затем повернул на обратный курс и открыл огонь по тому же отряду.- В начале боя пошел ко дну броненосец “Ослябя”. Команду спасали миноносцы. Вскоре затем и вышел из строя броненосец “Князь Суворов” у которого были сбиты мачты и трубы. В середине боя на броненосце “Имп.Александр III”был виден большой пожар и сильный крен. Около 6ч вечера он исправил крен и потушил пожар и вступил в строй. В восьмом часу вечера с “Александра III” был сигнал (ВЖЦ) Броненосец “Бородино” после выхода из строя броненосцев “Суворов” и “Александр III” шел всё время головным. Около 6ч. вечера был разобран сигнал: (АМГ)(▥4Г), после которого был подан сигнал (6АЩ). В 7ч10м броненосец “Бородино” перевернулся на правую сторону и пошел ко дну. За полчаса до его гибели на нем был виден сильный пожар. Броненосец “Сисой Великий” выйдя из строй в начале боя тушил большой пожар стреляя в тоже время по отряду легких крейсеров. Потушив пожар броненосец вступил в строй. На остальных броненосцах особых повреждений не замечалось - они все время сохраняли строй. Отряд легкий японских крейсеров в начале боя направил весь огонь на транспорты и разведочный отряд. Крейсер “Урал” в это время получил носовую подводную пробоину, сел носом и начал спускать все гребные суда. Крейсер “Светлана” подошел к “Уралу” и сделал сигнал “Корее” принять людей с “Урала”. В этоже время “Светлана” также получила носовую подводную пробоину и села немного носом, и “Алмаз” присоединился к крейсерскому отряду, маневрируя до конца боя в колонне крейсеров, беспрерывно стреляя по неприятельским крейсерам, когда дальность это позволяла для его 75м/м пушек. “Урал” продолжал держаться на воде, сел носом и оставался в таком положении не погружаясь в воду до наступления темноты, трубы у него были сбиты. Из транспортов пострадали “Камчатка”. на которой было несколько пожаров и сбита труба, “Иртыш”, на котором были также пожары в носовой части и пробоина, так как он сел носом. Буксир “Русь” к концу боя не был виден. Миноносцы с наступлением темноты были все в строю. Транспорты без строя маневрировали так. чтобы быть защищенными крейсерским отрядом. в 7ч вечера вся эскадра шла по истинному курсу NO23°. Крейсера в отдельной колонне от броненосцев слева. Впереди по курсу показались два отряда неприятельских миноносцев. один из 4-х, другой из 5-ти миноносцев. Крейсер “Олег”. шедший головным, прибавил ход, пошел на миноносцы и открыл по ним огонь, но затем начал склоняться влево и за ним все крейсера. Около 8ч вечера крейсерский отряд шел уже на SW12° по компасу. В это время все транспорты без всякого строя вместе с миноносцами прорезали строй крейсеров вследствии чего крейсер изменили курс влево и скоро в темноте потерял остальной крейсерский отряд. в 8ч30м. Считая себя в счисленной φ=34°23'N и счис. λ=129°44' Ost взял курс Ost по компасу. Поправка -10°. Ход 12 узлов. На левом траверзе был виден свет прожекторов и была слышна стрельба. 9ч15м Переменили курс на NO80°. Попр. -10°. 9ч30м Переменили курс на NO70°. Попр. -10°. 10ч Переменили курс на NO48°. Попр. -8° и прибавили ход до 15 узлов. 11ч Свет прожекторов перкратился и стрельба больше не была слышна. Весь день по беспроволочному телеграфу получали японские знаки. -Во время боя смертельно ранены и умерли
Артиллерийский офицер Лейтенант Павел Павлович Мочалин,