Вахтенный журнал крейсера 1 ранга "Олег" за 14 мая 1905

Sep 23, 2021 22:38


Часы.Направление и си-
ла ветра по___Курс по главному
носовому
компасуПоправка курсаУзлы или показа-
ние механического
лагаПоправка механи-
ческого лагаЧисло пройден-
ных мильОбороты винта
или колесСостояние погоды.Состояние неба.Состояние моря.Высота баро-
метра.Температура на-
ружнего воздухаТемпература
моряДавление пара.
1WNW/3NO62°-2°1884½-7½52Я23756,4+15+17220
2ДДД1893½-953210
3ДДД1901½-854180
4ДДД1910-8½56150
5SW3NO62°Д1918860Я427561517200
6ДДД1927½9½65195
7ДДД1937½1060225
8ДДД19479½60230
9SW/3NO62°-2°19571062Мг53755,5+15+17212
10Д/4ДД1966½9½60230
11Д/4ДД1975½958210
12Д/4ДД19837½48230
1SW/4NO24°1°W850
88Мг53755,0+16+17200
2Д/4Д
NO55°Д
2°W960
98200
3Д/4Перемен.840
108220
4Д/4Перемен.684
44250
5SW4Перемен.863
137Мг53754,6+15+17240
6Д4Перемен.848
103245
7Д4SW50°848
103245
8Д4Перемен.
S
N
S-5°
+1°
-5°18121245
9Д4S-5°18120170
10Д4W
N
SW55°-1°
+1°
-5°19126163
11Д4SW45°Д16101180
12Д4SW45°Д16½103180

Из Куа-бе в Восточный Тсусимский пролив
Суббота 14/27 Мая 1905г. на ходу под парами в Корейским проливом, под Контр-адмиральским флагом в составе судов 2й Тихо-океанской эскадры с полуночи С-Л-У-Ч-А-И
[Spoiler (click to open)]

12ч
Первую вахту развели по орудиям
1ч30м
Вывели из действия котел №8,6,14.
Расход угля за вахт 690 пудов
Котлы под парами №№ 5.7.9.10.11.12
Малые пары в № 6.8.14
Место Крейсера: φ=33°26’N. λ=128°21.5’Ost
Карта английская №104

Лейтенант Афанасьев 2
3ч0м
Разбудили команду
3ч5м
“Суворов”: Иметь 9 узлов ходу.
5ч30м
Пробили отбой
6ч30м
“Ослябя”: Вижу военное судно на правом крамболе
6ч40м
“Аврора” На близком расстоянии неприятельский крейсер
“Урал” Вижу неприятельский крейсера на SO40° в 40 кабельтовых.
7ч15м
“Суворов” Уралу же вступить в свое место
7ч20м
“Суворов” Определить расстояние до неприятельского крейсера
7ч55м
“Суворов” Разведочному отряду видите ли неприятеля в тылу

Котлы под парами №№1,2,3,4,13,15,16,5,7,9,10,11,12,14
Расход угля 1055 пудов
Место в 8ч счислили φ=33°44½’N λ=129°0’Ost
Карта английская №104

мичман Домерщиков
около 7ч25м
взята hо 30°39'15" и замечен момент по хронометру 11ч43м24”о поправка горизонта - 0ч48м37
высота глаза 45 погрешность i +0°0’45”

Сигнал с Суворова: "Разведочный отряд видит в тылу неприятельские корабли, донести о том сколько"
8ч20м
Сигнал с Суворова: "Репетовать сигналы разведочного отряда"
8ч45м
Мы подняли сигнал: "Вижу неприятельские корабли на NW15° в числе 8"
9ч10м
Сигнал с Суворова: "Когда неприятель окажется в тылу броненосцам построить фронт направо и налево, то крейсера и транспорты должны идти вперед"
9ч35м
Пробили боевую тревогу, неприятельские корабли начали приближаться
10ч10м
С Суворова: "В полдень NO23°"
10ч20м
С Суворова: "Команда имеет время обедать по-вахтенно"
10ч23м
Дали обед
10ч35м
Мы подняли сигнал: "Вижу неприятеля на NW60°"
10ч55м
4 неприятельских крейсера по видимому Kasagi, Tchitose, Niitaka и Tsusima приблизились на 29 кабельтовых.
11ч10м
I и II броненосные отряды перешли на левую сторону
11ч13м
С "Адмирала Ушакова" произвели выстрел
11ч14м
Открыли огонь по неприятелю
11ч17м
С Суворова: "Не кидать снарядов"
11ч19м
Неприятельские крейсера повернули все вдруг на 8 румбов. Стали увеличивать расстояние. Сыграли дробь.
11ч21м
Неприятель увеличил расстояние до 58 кабельтовых и повернул на 6R вправо. Всего выпущено 6" - 17, 75м/м - 5. Неприятель отвечал.
11ч25м
Крейсерам и транспортам иметь 9 узлов ходу.
12ч
Место по обсерваци φ=34°2’N λ=129°42’Ost
Карта английская №358
Расход угля 1000 пудов
Котлы под парами №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 и 16

Лейтенант Политовский
12ч5м
С Суворова: "NO23°"
В 12ч10м
с Суворова: "иметь 9 узлов ходу"
В 12ч15м
с Суворова: "Светлане оберегать транспорты"
12ч30м
Iй броненосный отряд описал коордонат вправо и пошел параллельно кильватерной колонне броненосцев II и III отрядов находясь впереди их
12ч40м
с "Суворова" - иметь 9 узлов ходу
в 1ч30м
с "Суворова" - крейсерам и транспортам держаться правее, миноносцам "Блестящий" и "Безупречный" быть при "Олеге".
в 1ч32м
легли на курс NO55°
в 1ч40м
слева впереди броненосцев показались японские броненосцы "Mikasa", "Shikishima", "Asahi", "Fuso", крейсера "Nisshin", "Kassuga", "Asama" , "Tokiwa", "Iwate", "Adzuma", "Yakumo", "Idzumo".
в 1ч45м
броненосцы Iго отряда описали коордонат влево и стали вступать в голову отряда броненосцев.
в 1ч45м
- пробили боевую тревогу
в 1ч50м
наши и японские броненосцы открыли огонь.
в 1ч50м
за островом Catsusima показался японский крейсер "Akitsushima", по которому открыли огонь правым бортом. Другие крейсера поддерживали огонь, после чего крейсер немедленно удалился.
в 2ч20м
в кормовой части Суворова случился пожар и разбило заднюю трубу.
в 2ч30м
"Бородино" вышло из строя.
в 2ч40м
показались на SSО японские крейсера "Kasaga", "Tchitose", "Niitaka", "Tsushima" идущие параллельным курсом. Повернули на S и открыли по ним огонь левым бортом. В это время японские броненосцы, обойдя наши, стали поворачивать вправо, наши так же стали поворачивать вправо.
в 2ч40м
"Ослябя" вышел из строя.
в 2ч50м
"Ослябя" затонул.
в 3ч
"Бородино" вступил встрой.
в 3ч12м
броненосцы легли на обратный курс, японские шли параллельным курсом обгоняя наши.
в 3ч20м
появились с левой стороны крейсера "Matsushima", "Itsukushima", "Hashidate", "Chin Ien" и "Suma".
3ч55м
подали сигнал "Крейсерам быть в строю кильватера". Крейсера находились под перекрестным огнем и стреляли на оба борта. Подветренное положение относительно японцев залепляло брызгами оптические прицелы и препятствовало стрельбе. Имея только 6" орудия наши снаряды не всегда хватали до неприятеля, между тем как японские 12" и 8" снаряды вредили нам и потому приходилось часто менять хода, доводя их иногда до полного.
в 3ч55м
"Урал" поднял сигнал "Имею подводную пробоину. Справится не могу", подошедшие буксиры "Свирь" и "Русь" начали спасать людей с "Урала".
в 3ч57м
прекратили стрельбу левым бортом, потому что слева мешали нам наши транспорты
в 4ч
рулевой Белоусов, увидел плавающую по носу короткую мину Уайтхеда, отвел руль, чем спас крейсер от опасности. Об другой такой же мине, оказавшейся за нашей кормой, просемафорили "Авроре" и она успела от нее уклониться. Эти мины вероятно были с подводных японских лодок, так как невозможно чтобы они могли быть выпускаемы на такое большое расстояние с линейных судовКрейсер Вл.Мономах наткнулся на одну из мин и разломил ее пополам. Кап.1р.Добротворский
в 4ч5м
увидели "Суворова" стоящего без мачт и труб вне строя без движения
в 4ч18м
правым бортом перестали стрелять
в 4ч20м
броненосцы легли на другой галс и образовали полукруг. Крейсера следовали в кильватер концевому броненосцу.
в 4ч20м
"Суворов" дал ход и вступил в строй концевым броненосцам.
в 4ч50м
броненосцы, тиснимы от S японцами, повернули на NW.
в 5ч7м
"Александр III" вышел из строя.
в 5ч10м
легли на курс NW50°
в 5ч35м
с "Бородина" - транспортам курс NO23°, иметь 8 узлов ходу
в 5ч40м
"Александр III" вступил концевым первого отделения
в 6ч
Суда эскадры репетовали сигнал "Адмирал передает командование эскадрой Контр-Адмиралу Небогатову"
в 6ч20м
прекратили стрельбу. Броненосцы постепенно склоняли курс на W
в 6ч30м
на "Бородино" вспыхнул пожар в корме. "Александр III" вышел из строя
в 6ч35м
"Буйный" держал сигнал "Адмирал на миноносце" и поворотил к югу. По носу видели 19 японских контр-миноносцев, преграждающих дорогу нашим крейсерам, нашим броненосцам на север.
в 7ч
"Император Александр III" вступил в кильватер концевым
в 7ч12м
"Бородино", будучи головным и все время отстреливаясь от неприятеля, вдруг сразу затонул
в 7ч15м
японские миноносцы пошли в атаку
в 7ч20м
головной "Орел" повернул на S, чему последовали и остальные броненосцы.
в 7ч22м
взяли курс S
в 8ч
отразили первую атаку японских миноносцев
в 8ч25м
повернули на N, наступившая темнота не позволяла отличать свои суда от неприятельских.
в 8ч35м
замечен японский миноносец, повернули на S.
в 9ч
повернули на W
9ч25м
повернули на N
9ч40м
увидев идущие в атаку японские миноносцы легли на курс SW55°
10ч
различали идущие по правому борту, по видимому японские, крейсера, повернули на SW45°.
В бою крейсер получил следующие пробоины:
1)
Бронебойный снаряд влетел в левый борт и сделал сквозную пробоину обоих бортов между 128-129шп. в помещении прапорщиков на своем пути разбил: диван, дверь, два зеркала и попортил платье и белье у прапорщиков.
2)
Снаряд крупного калибра разорвался в корме у левого борта, осколками которого пробит борт кают-кампании, в командирском помещении и в некоторых каютах жилой палубы. У мичмана Домерщикова перервало осколками все обмундирование.
3)
Снаряд большого калибра, ударившись в 97шп. левого борта, разорвался. Газами и водой вмяло борт у WL на протяжении 99-100шп., причем на место вмятины пришлась стыковая планка и прилегающая часть разошлась. Жилая палуба прогнулась вниз и соединение её с бортом сильно нарушено. 97шп. перебит. В помещении канцелярии осколками и пожаром уничтожены стол, шкафы и все дела.
4)
Снаряд влетел слева с кормы и, пролетев диагонально сигнальную рубку, ударился в вентиляторную трубу, где и разорвался. Осколками сорваны и попорчены головки вентиляторных труб, мостик, грот-мачта, а также стальной трос для подъема парового катера.
5)
Снаряд ударившись в правый борт около 94шп. - баня - произвел рваную пробоину борта, причем жилая палуба выгнута вниз и перебита труба.
6)
Снаряд, пробив борт у 60шп., взорвался в коечных сетках, причем газами вырвал коечные сетки на протяжении 4 шпангоутов. Осколками повреждено: пулемет, баркас, средняя дымовая труба, вентиляторы.
7)
Снаряд крупного калибра ударил в 42шп. правого борта, сделав пробоину 36❒'. Нарушено соединение жилой палубы с бортом и срезано несколько заклепок ниже WL, оттого получилось затопление верхней бортовой угольной ямы.
8)
Снаряд большого калибра ударил в 33шп. правого борта, взрывом пробит борт по обеим сторонам шпангоута выше и ниже жилой палубы. По 33шп. идет переборка между двумя провизионными погребами, отчего оба погреба, а также операционная и центральный пост через вентиляционную трубу были затоплены. В жилой палубе в лазарете осколками перебиты все находившиеся там предметы.
9)
Снаряд попал в аптеку, сделал пробоину 15❒' и осколками разрушил всё помещение
10)
Снаряд большого калибра попал в правый гальюн, сделал пробоину 25❒', разбил трубу, сиденье, а также несколькими осколками попал в правый каземат.
11)
Снаряд попал под мостик, разорвался и газами сбросил беседку со снарядами в 75м/м погреб, где произошел пожар
12)
Снаряд попал под полубак у 16шп. и все там перепортил
13)
Снаряд ударил в правый якорь, сделал пробоину в 30 кв. ф. и сломал спусковую машину
14)
Снаряд ударил в переднюю трубу, сделал большую пробоину и осколками испортил сирену, гребной катер №2 и много коек.
За время боя убиты: Квартирмейстеры Павел Приходько, Федор Антипов; матрос 1ст - Павел Воронин, Иосиф Дементьев, Григорий Вдовин, Мина Кустовский, Антоний Зуев, Иван Гайдамаров, Иосиф Полещук; Комендоры: Герасим Барышников, Алексей Колобков; Матрос 2ст. Егор Тихонов. Смертельно ранены - 1; тяжело ранены - 7; средне ранены - 6; легко ранены - офицеров 2, кондукторов - 1 и нижних чинов - 22.
За время боя выпущено снарядов: 6" - 593 бомбы; 75м/м - 333 броневых гранат; истреблено неприятельскими снарядами: от осколков разорвался сегментарный 6" снаряд 1, бронебойных гранат 75м/м - 12, 47м/м стальных гранат - 20. При взрывах снарядов попавших в мостик у 75м/м орудия, газами сбросило в погреб через элеватор 3 гор-щих патрона, вскоре осколками другого снаряда, попавшего в нижнюю часть того же элеватора сбросило из беседки 5 патронов, которые загорелись. Благодаря энергии Прапорщика Добрынина, Фельдф. Бардыленок, Боцмана Колесникова, Трюмного Шестакова и прислуги погреба пожар был потушен и гранаты не взорвались. Был случай, что лентой бездымного пороха заклинило снаряд у 6” орудия №11, нельзя было дослать патрон; Мичман Домерщиков отрубил часть патрона и разрядил орудие.
В 12ч
счислили место φ=34°4’N λ=129°19’Ost карта №358
Лейтенант Мантруров
Капитан I ранга Добротворский

РГАВМФ ф.870, ед.хр.32224, л.80-86

Цусима, Вахтенный журнал

Previous post Next post
Up