"Главный художник" Мосада

Apr 16, 2015 12:20



Сегодня День Памяти Катастрофы и Героизма европейского еврейства. И я хочу сегодня больше рассказать о потрясающе скромном героизме, об огромной любви, перед которой ничто не смогло устоять и о памяти, которую пронесли сквозь годы, чтобы рассказать нам всем о том, что не должно повториться.



Я хочу рассказать о необыкновенно веселом и потрясающе сильном человеке, Йосефе Бау, безмерно любившем жизнь, спасшем жизни многим других и жившем двойной жизнью даже у себя дома. Если бы вы встретили его на улице, вы бы никогда не подумали, что жизнь этого скромного, невысокого и худого человека достойна самых фантастических приключенческих романов...
Это был человек, прошедший все круги ада и постоянно говорившем о себе разными словами, что ему хорошо. Одна из его книг так и называется "Ему хорошо". Читая о нем, я все думала, сколько же всего может вместить одна человеческая жизнь? Как долго человек в нечеловеческих условиях может оставаться человеком и еще помогать другим при этом?
О себе и своей жизни он написал много, включая жизнеутверждающую, полную черного юмора книгу о своей жизни в концлагере.



Родился в 1920г. в Кракове и в 1938г. там же пошел учиться на скульптора в Краковский университет. Уже учась в университете, вдруг увлекся готическими шрифтами, которые в дальнейшем... спасли ему жизнь.
А он-то ходил на эти занятия один со всего курса. Так вот иногда судьба поворачивается к нам то лицом, то спиной.



В 1939 году всех краковских евреев отправили в гетто, и молодой Йосеф ухитрился вывесить в окне текст, написанный на немецком готическим шрифтом. Мать была уверена, что за это их убьют, но оказалось, что наоборот - готический шрифт принес Йосефу работу.

В гетто Йосеф занимался подделкой документов, и тем спас множество жизней. С этими документами у евреев был шанс сбежать из гетто. Но себе он не сделал фальшивые документы. Когда его спросили, почему? Он ответил, что если он уйдет, то кто же будет спасать?
С помощью его документов из гетто спаслось по одним источникам 400 человек, а по другим - 1000.

Одна из дочерей вспоминала, что однажды, уже в Израиле, пришел незнакомый человек и сказал ей, что он здесь из-за ее отца. И она спросила Йосефа, что это значит? Но Йосеф очень рассердился и закричал:"Тихо, молчи!" Только после его смерти ей стало известно о фальшивых документах, которые он делал во время войны и после нее.



Раздача супа.

Из гетто он попал в концлагерь Плашов, где благодаря умению писать готическим шрифтом, он занимался написанием текстов на ящиках, которые немцы отправляли из концлагеря в Германию. О том что было в этих ящиках, можно только догадываться. Он также рисовал плакаты и планы концлагерей.

Йосеф - тот самый человек из фильма "Список Шиндлера" С. Спилберга, чья свадьба показана в фильме. На самом деле, история свадьбы Йосефа и Ривки Бау в концлагере была совсем не такая. Все было гораздо страшнее.
Ривка и Йосеф познакомились в концлагере Плашов, где мужчин и женщин держали отдельно, им было запрещено не то что прикасаться друг к другу, разговаривать с друг с другом. Все каралось смертной казнью на месте. Благодаря тому, что Йосеф работал при лагерной канцелярии, у него было больше возможностей ходить по территории. И однажды, ожидая солнца для копирования чертежа, он и увидел Ривку. Весь их "роман" проходил в концлагере и они рисковали каждую минуту, находясь вместе. В какой-то момент они решили сыграть свадьбу...
Свадьба проходила в женском бараке, куда Йосеф пробрался, переодевшись женщиной. Разница между заключенными, мужчинами и женщинами была только в головном уборе. У мужчин была полосатая шапка на бритой голове, а у женщин белый платок на бритой голове. Йосеф всегда носил в кармане белый платок, который был его входным билетом в женскую часть лагеря.
Если бы его там поймали, его бы сразу убили. В отличие от героев картины, у Йосефа и Ривки не было хупы, не было гостей, не было салата с майонезом и не было даже электрической лампочки, которую вместо стакана жених по традиции разбивает в фильме Спильберга. Благословение прочитала мать Йосефа.



Были чудом сделанные кольца из чудом добытой Йосефом серебряной ложки, он выменял ее на хлеб. Хлебом, который он не ел несколько дней, он и заплатил за изготовление колец.
В то время, когда Йосеф находился в женском бараке, туда пришли с проверкой надзиратели, и подруги Ривки просто закрыли его своими телами и всякими тряпками, которые валялись на нарах. Йосеф обязан был вернутся в мужской барак к поверке, иначе не обнаружив его на поверке, его бы убили. Время было позднее и ворота к мужскому бараку были закрыты.
Между бараками были заграждения из колючей проволоки под током. И Йосеф, попрощавшись с жизнью и молодой женой просто бросился на проволоку, на которой умерло уже много людей. Позже, вспоминая этот момент, шутил: "Если бы меня ударило током и я бы погиб, утром все мужчины завидовали бы мне, увидев, как я повис на заборе с женской стороны".
Но ему удалось вернуться в барак, только порвав лагерные штаны. А поверку в этот день отменили. Как говорится, жизнь его была полна чудес.
Свадьба, которая состоялась в концлагере, была символом для всех, там бывших, что у жизни есть продолжение...



В список Шиндлера Йосеф попал благодаря Ривке. Она делала педикюр немцам-надзирателям и имела некоторый блат. Она попросила внести в список имя Йосефа вместо своего, так как считала, что она сумеет выжить в тяжелых условиях, ведь она была сирота и привыкла заботится о себе. Она понимала, что Йосеф не умеет выживать и надо ему помочь.
Таким образом из Плашова Ривка попала в Освенцим, а Йосеф на завод Шиндлера.



Вот так выглядит список Шиндлера, вернее один из списков. Я сфотографировала его в Архиве Музея Яд Вашем.



Так Йосеф изобразил Освенцим. Вход в ворота, выход через трубу...

Сам Йосеф говорил, что выжить в концлагере ему помог юмор. Он рассказывал анекдоты, и даже самые отчаявшиеся чувствовали облегчение. Он рисовал игральные карты, чтобы его товарищи могли играть. Он говорил, что самое важное - это смех.
В концлагере многие заключенные кончали с собой, так как не могли больше выносить происходящее. Делали они это на электрифицированном заборе, просто бросаясь на него. Йосеф со своими картами приходил к этому забору и ждал там.
Если приходил кто-то из потенциальных самоубийц, он предлагал ему поиграть в карты. И начинал рассказывать неприличные, грубые анекдоты. И вдруг человек начинал смеяться и жизнь к нему возвращалась...

Всего Йосеф провел в гетто и в концлагере 5 лет.

После войны Йосеф и Ривка встретились в госпитале в Чехии, куда Ривка попала после транспортной аварии. И эта их встреча была из разряда чудес...
Не зря про чудо Хануки Йосеф говорил, что того кто видел тысячи чудес, одним чудом не удивишь.
Уже после войны у Йосефа спросили, откуда он брал силы, чтобы смешить людей в концлагере, чтобы пережить все, что он пережил. Йосеф ответил, что сила - это неправильное слово. Правильное - любовь.



Уже после окончания войны, в Кракове была свадьба с хупой и фотографией после свадьбы.



Но так как Йосеф хотел, чтобы была бы фотография их свадьбы в концлагере, он пририсовал к этой фотографии их концлагерную одежду.



В Израиле были опубликованы рисунки Йосефа, сделанные в концлагере и чудом сохранившиеся.
Он написал книгу "Шнот Тарцах" - игра слов на иврите, в приблизительном переводе "годы убийства". Она проиллюстрирована этими рисунками. Книга написана с черным юмором, Йосеф сказал, что без юмора такое никто не будет читать... Йосеф сказал про эту книгу, что это горькая конфета в шоколадной оболочке.



В концлагере друзья говорили ему: "Ты - художник, рисуй что видишь. Потом никто не поверит нам, что такое было." Фотоаппаратов там не было и он был вместо...
Рисунки Йосефа - единственное свидетельство о концлагере Плашов. Нацисты полностью уничтожили концлагерь.



В книге вклеено удостоверение личности матери Йосефа, Цили Бау, изготовленное Йосефом, и это единственная вещь, от нее оставшаяся.

Йосеф и Ривка считали, что это книга не о Катастрофе, а книга о философии жизни. Адаса, одна из дочерей Йосефа и Ривки, рассказала, что люди звонят им после того, как прочитали это книгу и говорят, что они теперь понимают что такое счастье.



"Был ли ты когда-нибудь голоден, Господи?" под этим названием книга вышла в переводе на английский.

После войны Йосеф закончил обучение в Краковском университете, но жить в Польше они не смогли и в 1950г. они репатриировались в Израиль.
Он прошел все трудности алии и абсорбции. Чтобы лучше изучить иврит, он иллюстрировал слова и понятия.



Он даже выпустил книгу "Брит-миля" игра слов на иврите. Не обрезание, как обычно переводят это слово сочетание, а "союз со словом". В книге он стремился заразить читателя свой любовью и интересом к изучению иврита.



Мы - страна алии (подъема), посвещено слову "алия"



"Не вкушай хлеба недоброжелателя..." (Мишлэй 22-23:6) Посвящено слову "хлеб".

В Израиле Йосеф зарабатывал деньги, работая промышленным графиком и тут он был один из первых.



Пример рисованной инструкции: "Быстро помой посуду и получай удовольствия", видимо инструкция для посудомоек.

Он создал множество разнообразных плакатов.



Мусор, иди в мусорный бак! Но мусор он нехороший, сам в бак не пойдет.
Этот плакат я бы сейчас напечатала миллионным тиражом и развесила бы по всей стране.



Макет плаката, как я понимаю, для военной авиации "Родина тебя ждет".



Реклама эскимо-лимон.



Теперь я буду осторожен.



"Осторожное вождение зимой"



Он придумывал шрифты для израильских фильмов и у каждого фильма был свой шрифт.

Он создал очень интересные графические работы, и естественно, с юмором.



Надпись среди цветов "Пожалуйста, не рвите цветы". Под изображением надпись:"Скажи, ты не умеешь читать на иврите?"



"Тихо! Только без нервов!"
Такое надо вешать у зубных врачей, чтобы больные понимали как им повезло с современным оборудованием:)



"После двух тысяч лет ночь за ночью".



Йосеф не подписывал свои работы. Ривка очень сердилась на него из-за этого. "Зачем тебе моя подпись? Рисунок готов, я только мешаю" - отвечал Йосеф. Все-таки она его уговорила и он придумал эту подпись, которая в первый момент похожа на лебедя...



...но если ее повернуть, то можно прочитать Бау на иврите.

Каждый день, возвращаясь домой, Йосеф рассказывал Ривке новый анекдот. Иногда весьма грубый... И она смеялась громко-громко. По утверждению ее дочерей ни у кого не было такого веселого и громкого смеха, как у нее.

И только после его смерти в 2002г. стало известно, почему Йосеф не подписывал свои работы и как художник был совершенно неизвестен. Он работал в израильской разведке Мосад и делал фальшивые документы для израильских разведчиков. Даже любимая жена и дочери не знали, что он этим занимается. Если дочери приходили к нему в мастерскую в неудачное время, то он давал им деньги просил сходить в ближайший магазин и купить продукты. А сам в это время принимал "заказчиков" из Мосада.



Он был главным графиком Мосада. На Мосад он начал работать сразу по приезде в Израиль.
Йосеф очень волновался, когда стало известно, что задержали израильского разведчика Эли Коэна, так как думал, вдруг что-то не так с документами, которые он делал. Адаса рассказала, что узнав, он прямо затрясся и почернел. И так продолжалось целый день... Потом ему сообщили, что его вины нет.
Он также делал фальшивые документы тем, кто привез в Израиль Эхмана.

Именно из-за работы на Мосад Йосеф остался практически неизвестным, как художник.

Своим дочерям Йосеф говорил:"Неважно какая ситуация, счастье оно сейчас!"

Наверно, Йосеф мог бы стать очень богатым человеком. Ему предлагали делать фальшивые деньги, но он почему-то не согласился... Видимо, все-таки, было известно, что он умеет заниматься подделками...



Он был художником, графиком, писателем, поэтом, философом, одним из первых израильских мультипликаторов. Из всяких находок на помойках и купленном на блошином рынке он создал рабочее место мультипликатора.
Он построил место для съемки и специальный киноаппарат для показа.



Свои мультфильмы он делал полностью от начала и до конца. Он придумывал сюжеты, образы, все рисовал и снимал.



У Йосефа был и маленький экран, для просмотра снятого. Экран на столько маленький, что его могли бы занести в книгу рекордов Гинесса. Но дочери не стали этим заниматься, так как за участие в книге Гинесса надо заплатить большие деньги.

Желающие могут посмотреть мультфильмы Йосефа Бау (без текста) 2:40

image Click to view



Йосеф и Ривка как никто умели ценить жизнь, каждый ее день. Они много рассказывали о пережитом во время Катастрофы, в отличии от части выживших, которые не рассказывали и я таких знала. Йосей и Ривка считали, что если не рассказывать, то это пойдет на пользу нацистам.

В этой мастерской Бау проработал более 40 лет.



Стол за которым Йосеф работал.



Раковина в мастерской. Йосеф просил, чтобы в мешочке всегда было 2 кусочка мыла:)

Дочери Йосефа и Ривки, Адаса и Цлила, создали музей отца в его мастерской. К сожалению, квартира, в которой находится мастерская, не была куплена в свое время, а была снята на всю жизнь съемщика (дмей-мафтеах).
Теперь хозяева дома хотят получить квартиру обратно и дочери Йосефа судятся с ними уже много лет, чтобы сохранить музей. Как раз сейчас в очердной раз стоит вопрос о закрытии музея Бау.



Плакат при входе в музей. Центр Тель-Авива, улица Бердичевски 9.

В музее можно купить графические работы Йосефа Бау, деньги пойдут на содержание музея.

Музей принимает только группы, по договоренности, телефоны тут

Адаса и Цлила объездили много стран с передвижной выставкой, рассказывающей об их отце.

Пройдя в молодости все круги ада, Бау был необыкновенно веселым человеком. Он любил сам сочинял анекдоты и рассказывал их.

Вот один:
К брачному посреднику приходит девушка и жалуется, что никак не может выйти замуж. Он спрашивает:"Почему?"
"Мое тело пахнет луком и все юноши, с которыми я знакомлюсь от меня убегают".
"О, какое счастье"- воскликнул посредник- "как раз вчера ко мне приходил парень, который не чувствует запахи. Вы будете чудесной парой!"
Познакомились молодые люди, поженились.
Через несколько месяцев посредник встречает юношу и спрашивает: "Ну как, вы счастливы?"
"Да, очень... но мы разводимся"
"Как? Почему?"
"Она чудесная девушка, но как только я к ней приближаюсь, я начинаю плакать!"

Еще один:

Пара празднует 30 лет совместной жизни. Идут в ресторан отмечать вдвоем. И тут муж спрашивает жену:"Скажи, за эти годы ты мне ни разу не изменила?"
"Всего три раза"- отвечает она. "Первый раз помнишь, тебе не давали ссуду в банке, а потом раз, и тамошний начальник согласился? Это было исключительно ради тебя...
Второй раз помнишь, тебе никак не отпускали с военных сборов на наше семейное торжество и вдруг Дуду согласился замерить тебя? Это было исключительно ради тебя...
Третий раз, помнишь, ты хотел, чтобы тебя выбрали в руководство партии и тебе необходимы были только тысяча голосов? Это было исключительно ради тебя... "

Говорят, что анекдот про местную линию к Б-гу тоже придумал Йосеф Бау... Только я думаю, что у него самого такая линия точно была.

Виртуальный музей Йосеф Бау http://www.josephbau.co.il/
Сайт рассказывающий о реальном музее Йосефа Бау http://www.josephbau.org/

Экскурсия была организована экскурсоводом Инной Чернявской

Мой подробный рассказ о Музее Яд Вашем

Инфа:

http://web.archive.org/web/20071011104812/http://www.omedia.co.il/Show_Article.asp?DynamicContentID=2878&MenuID=724&ThreadID=1014006
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%A3_%D7%91%D7%90%D7%95
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84
http://www.ksonline.ru/author/-/id/157/
http://www.haaretz.co.il/gallery/art/1.2430194
http://www.mouse.co.il/CM.articles_item,610,209,62198,.aspx

Тель-Авив, персона, музеи

Previous post Next post
Up