Три экспоната этого музея были для меня наиболее знаковыми. Это первый. Я не знаю, когда эти часы были изготовлены, но для меня это как бы символ йеким, котрые считали, а некоторые и до сих пор считают, себя немцами моисеева вероисповедания...
Свой рассказ об этом музее я посвящаю ныне покойной Маргалит (Маргот) Блох, выжившей в Катастрофе, настоящей йекит и просто хорошему человеку.
А это символ целого поколения йеким, погибших в лагерях... Вот так в рамочке, на стенке, это особенно как-то остро воспринимается....
Это платок, на котором изображена молитва в Йом-Кипур в германской армии во время Первой мировой войны... Много евреев служили в той армии и они были героями Первой мировой, и поэтому еще больнее для них было отношение нацистской Германии к евреям.
100.000 евреев участвовали в Первой мировой... 12.000 погибло. Между этой картиной и предыдущей прошло каких-то 15-20 лет. За эти годы евреи прошли путь от героев войны до дыма из труб концлагерей. За каких-то 15-20 лет.
И особенно трагично то, что евреи в Германии после Первой мировой чувствовали себя на родине и в 30 годы, когда еще можно было уехать, многие не хотели, не верили, что немцы могут сделать такое по отношению к ним. За это они заплатили своими жизнями. Практически все евреи, уехавшие из Германии перед Второй мировой, были беженцами. У них не было мотивации, они просто спасали свою жизнь. В Эрец-Исраэль они чувствовали себя не слишком комфортно из-за разницы в культуре, в уровне жизни... Они-то приехали в полудикую страну из одной из культурнейших европейских стран. И принять и понять, что их не хотели в Европе, они не могли. Хотя как Катастрофа не помогла им изменить мнение, я не могу понять.
От живых йеким, проживших в Израиле по 60-70 лет я слышала несколько пренебрежительное: "Эти израильтяне" при виде разболтанности, необязательности, крикливости... Хотя они были безусловными патриотами Израиля...
Йеким (יקה) - так называли в Эрец-Исраэль выходцев из Германии. Видимо происходит от слова Jeck или Jecke на идыше, которое значит сумашедший, странный. Есть версия также, что это сокрашение фразы יהודי קשה הבנה - еврей, который плохо понимает.
В этом музее нет экстрординарных экспонатов - здесь только то, что йеким удалось вывезти с собой из Германии и рассказ о выдающихся представителях этой, когда-то очень процветавшей общины. Они были интегральной частью германского общества на протяжении веков, но несмотря на поражение в правах и всякие унизительные законы, сопровождавшие евреев в течение германской истории, евреи были очень лояльны к Германии.
В музее довольно подробно рассказано об истории еврейской общины Германии. Я не буду подробно рассказывать тут об истории (подробно можно почитать
тут), я же немного расскажу о музее.
Стенд рассказывающий о появлении евреев на территории современной Германии вместе с римскими легионами в 4 веке нашей эры до Средних веков.
17 век в жизни еврейской общины.
О жизни евреев 19века в работах М.Д. Опенгейма.
Вот продолжение стенда с работами М.Д. Опенгейма.
Хотя многие йеким не были религиозными, тем не менее многие привезли сюда предметы религиозного обихода.
А это специальный чемодан, с вешалками для перевозки одежды.
Специальные стенды музея посвящены выдающимся деятелям науки и культуры, евреям, говорившим по-немецки.
Если вы опознаете на фотографиях кого-то, кого я не перечислю, пишите, я добавлю.
Здесь легко узнать
Зигмунда Фрейда Здесь, конечно, не возможно не узнать Альберта Эйнштейна.
Это уже почти наши современники, потомки йеким:
Тедди Колек,
Чич, Й.Бург и многие другие.
В музее находится большое собрание книг на немецком языке.
В отдельном помещении воссоздан барак 1935 года. В таких жили многие йеким в те годы.
Интересно, что те йеким, которым удалось вывезти багаж, привезли холодильники, что в здешнем климате вещь необходимая и мало кому доступная.
Йеким были другими, и те кто успел познакомится с поколением тех, кто родился в Германии, Австрии и еще в Австро-Венгерсокй империи, согласится со мной, что это были совершенно необыкновенные люди. Они упорно держались за свою культуру, но и стремились ее привить здесь, сначала в Эрец-Исраэль, а потом в Израиле. В музее есть целый раздел, посвященный образованию. Система школ Реали - "дело рук" йеким. Они же были первыми профессорами Хайфского Техниона.
В этом разделе стоит еще одна вещь, приехавшая в багаже. Настоящая школьная парта:), вернее детский письменный стол. Он приехал в багаже в 1935 году и служил трем поколениям семьи Брандейс.
Также в музее работает выставка, посвещенная
Герману Штруку (Хаим Аарон бен Давид 1876-1944), известному живописцу и графику.
Много лет Штрук жил в Хайфе и там же находится его дом. Сейчас дом переоборудуется в музей и через какое-то время эта выставка станет экспозицией музея Штрука.
Я хочу вам показать одну картину Штрука из музея - это старый Хайфский технион. Особенно интересно, на мой взгляд, посмотреть на нее жителям Хайфы. Обратите внимание - не так давно те времена, когда вокруг этого здания практически ничего не было застроено:)
Очень советую посещать этот музей с экскурсоводом. Все-таки тяжело охватить огромный кусок истории - жизнь немецкоговорящей общины за 700-800 лет только по фотографиям. Я попала туда благодаря экскурсоводу
Инне Чернявской, без нее уж точно бы никогда туда сама не доехала.
И честно говоря, я не думала, что это музей происзведет на меня такое впечатление... Может быть это еще и потому, что я знала йеким, сейчас, к сожалению, уже покойных и дружу с их более молодыми потомками. Наверно этот музей помог мне как-то больше их понять...
И закончу я свой рассказ об этом интересном музее, вот такой скульптурой, находящейся у входа в музей... Мне кажется, она тоже очень символична именно по отношению к данной общине...
Сайт музея
http://www.iparks.co.il/museum/sitePage.aspx?pageID=339&Place=1