Aug 23, 2013 23:10
Тяжелейшая книга Гюнтера Бедеккера "Горе побежденным. Беженцы III Рейха 1944-1945". Затрагивает сложнейшую тему, которую я бы сформулировал так: должна ли существовать коллективная ответственность народа за преступления своих правителей?
Особенно цепляет меня лично, конечно, то, что часть событий книги проистекает в местах, которые я очень хорошо знаю, многие из которых я исходил пешком...
Кенигсберг (Калининград), Раушен (Светлогорск), Нойкурен (Пионерский)... Время безмятежной студенческой юности и молодости... А оказывается эти населенные пункты видели просто нечеловеческие страдания людей и подлинные трагедии в массовых масштабах.
Еще наблюдение - святых-то не было на той войне. Не только Советы, но и поляки в южной части Восточной Пруссии, Силезии и других местах, чехи в Судетах - вели себя по отношению к мирному немецкому населению просто безжалостно.
Несколько фрагментов из книги:
Генерал Нихофф, комендант Бреслау, подписал капитуляцию после того, как генералы Глуздовский и Панов письменно гарантировали ему ряд вещей. Но в своей книге "Так боролся Бреслау" Нихофф писал: "Между прочим, это были письменные гарантии, за буквой которых должно было последовать фактическое исполнение. Однако потом действия выглядели совершенно иначе".
Об ответственности западных демократий: "Энн О"Хара Мак-Корник сообщала в те дни в "Нью-Йорк Таймс": "В Потсдаме было заключено соглашение, что принудительное выселение должно осуществляться "гуманным и упорядоченным образом". Но всякий, кто был свидетелем ужасного зрелища приемных пунктов в Берлине и Мюнхене, знает, что исход проводится в чудовищных условиях, без международного надзора и даже без тени гуманного обращения. Мы несем ответственность за причастность к жестокости, которая может сравниться только со зверствами нацизма".
А вот строки "Хартии немецких изгнанников с Родины", принятой в Штутгарте 5 августа 1950 года: "Мы, изгнанные с Родины, отказываемся от мести и возмездия. Это решение для нас твердо и свято в память о бесконечных страданиях, принесенных человечеству, особенно в последнее десятилетие".
Разлучения семей в Судетах, издевательства над немцами на работах в Праге...А крестьянин Ханель, терпящий все эти унижения размышляет: "Не может быть коллективной вины народа, все равно, на каком языке он бы ни говорил".
А что вы думаете о коллективной ответственности?
Вторая мировая война,
Книги