О партизанских очерках Кривицкого и Крайнова-2

Feb 21, 2013 16:05

Продолжение статьи о партизанских очерках Кривицкого и Крайнова под катом. Начало здесь



Дополнительные сведения о нюансах разбора письма Батова партийными органами содержатся в мемуарах Александра Кривицкого «Не забуду вовек». В них один из авторов очерков “В Брянских лесах» пишет: «Напечатала «Красная звезда» первый наш очерк, на следующий день - второй. Сижу в своей комнатушке вечером, вычитываю пахнущий типографской краской третий. Должен он появиться завтра. Но не появился.
Звонит телефон.
- К редактору!
Ходит дивизионный комиссар Вадимов по кабинету… останавливается прямо передо мной и в упор спрашивает:
- Скажите честно, вы были в Брянском лесу?
- Нет, не был, - отвечаю я, не моргнув глазом.
У дивизионного глаза округлились.
- Как не были? Лжете, были.
- Так ведь вы знаете, что же спрашивать?
…редактор, сделав еще несколько зигзагов по кабинету, сказал:
- Только что звонила М. Она заявила, что все, что написано в очерке «Допрос майора Шрадера», не соответствует действительности и выдает вас с головой - вы не были в Брянском лесу. Были вы там или нет?
- Не был, - упрямо повторил я.
- Ох, Кривицкий! Ну что будем делать с ее заявлением?
Дело серьезное. В ту пору М. была секретарем ЦК ВЛКСМ…
Редактор посмотрел на меня, махнул рукой и бросился к телефону. Он позвонил в отдел агитации и пропаганды ЦК партии и попросил образовать комиссию для разбора заявления М. Он сказал:
- У нас еще десять очерков. Я, как редактор, не имею права после разговора с М. их публиковать, пока мы точно не зафиксируем кто прав - она или редакция. Я ручаюсь за полную правдивость этих материалов - и тех, что опубликованы, и дальнейших. Но я прошу, чтобы комиссия вынесла точное решение.
Через два дня мы с дивизионным поехали в ЦК. Комиссия состояла из двух человек - Петра Николаевича Федосеева (28) и Павла Алексеевича Сатюкова . (29) Я предъявил им письмо, адресованное мне. Автором его был председатель штаба объединенных бригад партизан Брянского леса Александр Павлович Матвеев - секретарь Орловского обкома.
Матвеев прилетел в Москву как раз в те дни, когда очерки были написаны. Я пришел к нему в гостиницу «Москва», оставил копии очерков. Он их увез к себе и через несколько дней прислал письмо. А в нем было сказано: «Очерки ваши прочли мы здесь коллективно - я, Горшков, Андреев и другие. Приценились к каждой строчке. Все хорошо, все правильно. Приезжайте, если сможете, еще раз. Будем рады». Потом я рассказал членам комиссии о брянских делах, разные подробности, какие по условиям военного времени не могли войти в очерки.
- А как же допрос майора Шрадера?
- Не знаю, - сказал я. - Видите ли, какое дело. Шрадера допрашивал я сам и в очерке воспроизвел свои вопросы и его ответы. При этом присутствовали Емлютин и Андреев. А вот и завизированный ими протокол допроса, - заключил я, доставая из папки листки бумаги - на последнем из них стояли подписи и печать.
- Зачем же вы брали визы?
- Не знаю, - ответил я. - Так вот ведь - пригодились.
Сатюков и Федосеев улыбались. Нас отпустили с миром.
…Потом я узнал, почему М. звонила редактору, - обыкновенная склока, но рассказывать об этом скучно». (30)



Александр (Зиновий) Кривицкий.

Обращает на себя внимание несколько моментов: Кривицкий пишет о том, что проблемы возникли после выхода третьего очерка. Но очерк «Судьба фон Шрадера» был опубликован 22 апреля 1943 года седьмым по счету. Публикации начались 5 апреля и очерки выходили каждые 2-3 дня. А вот после 22 апреля последовала пауза и следующий очерк «Генька» вышел лишь 30 апреля. Очевидно в эту неделю и происходили разбирательства с письмом Батова в котором автор как раз и пишет о том, что «Красная Звезда» опубликовала уже 7 очерков. Разобравшись с этим перейдем к более содержательным моментам, на которых остановился Кривицкий.
Итак, Мишакова дала ход письму Батова и обратилась в «Красную Звезду» с требованием разобраться. Наверняка был и не только звонок, но и письменное обращение. Ответственный редактор Вадимов, как опытный аппаратчик решил привлечь к решению вопроса вышестоящие инстанции и заручиться их поддержкой. Интересно было бы ознакомиться с материалами работы «комиссии Федосеева-Сатюкова», но пока их не удалось обнаружить. Скорее всего, они должны храниться в фондах РГАСПИ. Кривицкий смог привлечь к поддержке своей позиции первого секретаря Орловского обкома ВКП(б) Матвеева, а также предъявить комиссии завизированный Емлютиным и Андреевым протокол допроса фон Шрадера. Так ли это было на самом деле можно выяснить только ознакомившись с материалами «комиссии Федосеева-Сатюкова».
Однако, в любом случае публикация очерков была продолжена. Карьеры журналистов Кривицкого и Крайнова продолжали идти в гору - они публиковались в газетах, писали книги, получали правительственные награды. (31)

Удивительно, но и Иван Батов уже в июне 1943 года получил назначение в газету «Комсомольская Правда», где работал до декабря 1943 года заведующим отделом комсомольской жизни.
То есть, можно сказать, что в данном случае разбирательства окончились без последствий для обвиняемых и для обвиняющих, которых обвиняемые, в процессе разборок, также пытались обвинить в серьезных преступлениях.
Представляется, что не только поддержка Матвеева помогла Кривицкому и Крайнову отбить атаку Батова и Мишаковой, но и то, что они профессионально сделали свою работу и выдали именно такую серию очерков, которые требовались на тот момент и которые выполняли пропагандистскую основную, пропагандистскую задачу, стоявшую перед авторами материалов на партизанскую тему. Был сделан четкий и недвусмысленный акцент на массовости и всенародной поддержке партизанского движения, для этого авторами подробно был выписан целый ряд персонажей- женщин, детей и стариков. Массой деталей подчеркнуто уверенное поведение партизан в тылу врага. Они ведут себя, словно в обычной жизни: перемещаются по лесу на автомобилях, устраивают кинопросмотры, читают Гейне, питаются голландским шоколадом, венгерским печеньем и французским вареньем («питаемся за счет противника» - отдельно подчеркнутая тема, «здесь вообще почти все немецкое» (32) - говорит Андреев). То есть, снабжение партизан ведется исключительно благодаря их боевым действиям, путем захвата материальных ценностей у противника. Сегодня излишне говорить, что это не соответствовало действительности - снабжение велось в том числе и за счет поставок с «Большой земли», и за счет местного населения, но для газетного очерка периода войны нужно было именно то представление о партизанском снабжении, которое талантливо реализовали в своих очерках Кривицкий и Крайнов.
Отдельной линией через все очерки проходит тема проявления партизанами народной смекалистости, хитрости и применения неожиданных, оригинальных решений. При этом авторов иногда, конечно, заносит (как в случае с завалом немецкого батальона подпиленными деревьями), но примеры с изготовлением скипидара для использования его в качестве горючего для автомобилей, газетами, напечатанными на бересте, пластинками, изготовленными на рентгеновских снимках, на которые партизаны записывают рассказы о своих подвигах - все эти примеры звучат живо и помогают авторам очерков «В Брянских лесах» создать у читателей впечатление о том, что в тылу врага действует сила, не меньшая, чем та, которую представляет из себя регулярная Красная Армия. Этот тезис подкрепляется в очерках и перечислением фактов, которые говорят о значительности чисто военного вклада партизанского движения в дело вооруженной борьбы с противником: взрывы мостов, железнодорожных составов, уничтожение противника (часто в немыслимых количествах - одному подрывнику Ижукину записывают на счет «свыше трех тысяч солдат и офицеров») (33). Четко почувствовали и отразили авторы в своих очерках и последние политические веяния из Кремля - они описывают расстрел немцами сельского крестного хода и включают в один из очерков в качестве героя сельского священника с его горячими словами антигитлеровской проповеди: «Идите в леса к партизанам-братьям, а кто немощен телом, пусть помогает как может, и да не будет среди нас отступников в борьбе с сатаной - Гитлером, ибо пришел великий день гнева. Аминь». (34) Таким образом, в партизанских очерках нашел отражение новый курс на сотрудничество советской власти с Русской Православной Церковью в период войны.
В целом, конечно, нужно понимать, что перед нами достаточно талантливо исполненные газетные очерки периода войны и сегодня воспринимать их нужно именно в этом качестве. Именно по той причине, что авторы решили поставленную перед ними задачу и не получила хода жалоба Батова-Мишаковой. Однако, сам факт появления такой жалобы и процесс ее рассмотрения являются интересными историческими фактами, позволяющими нам лучше понять систему функционирования военной прессы во время войны - систему, в которой самым важным являлось решение основной пропагандистской задачи. И решаться должна была даже, если для этого военным корреспондентам приходилось вносить в свои репортажи частично недостоверные факты. При этом они могли рассчитывать на безусловную поддержку военного и политического руководства.

1. Кривицкий Александр (Зиновий) Юрьевич, (15.8.1910, Курск - 13.1.1986, Москва),журналист.
В 1932 вступил в ВКП(б). Был редактором ряда центральных газет.
В 1941 литературный секретарь редакции «Красной Звезды», создатель легенды о «28 панфиловцах». О бое панфиловцев в «Красной Звезде» небольшая заметка фронтового корреспондента Коротеева появилась 27.11.1941.
28.11.1941 вышла написанная Кривицким большая передовая «Завещание 28 павших героев». Описываемые события были полностью выдуманы Кривицким и ничего общего с действительностью не имели. Именно Кривицкий придумал ставшую широко известной фразу ««Велика Россия, но отступать некуда - Москва за нами» и вложил ее в уста политрука В.Г.Клочкова.
22.1.1942 опубликовал очерк «О 28 павших героях», где перечислил их поименно, причем допустил огромное количество ошибок. После войны работал в журнале «Новый мир», в «Литературной газете».
В 1964 выпустил сборник военных очерков «Не забуду вовек». Автор ряда художественно-публицистических повестей, а также повести «Мужские разговоры» (1985).
Лауреат премии им. А.Толстого, Государственной премии РСФСР им. М.Горького (1982).

2. Крайнов Павел Алексеевич, 1909-???, журналист, писатель. член ВКП(б) с 1931 года, участник советско-финской и Отечественной войн, в Красной Армии с февраля 1932 года по сентябрь 1932. Призван по мобилизации в 1934 году и с 1938 года. Автор ряда очерков о партизанах и подполье в газете «Красная Звезда». Является автором очерка в котором впервые описывается случай в Брянском театре, когда во время оккупации подпольщиками были разбросаны листовки во время спектакля. Документальных подтверждений этому факту до сих пор не найдено. Владел китайским и японским языками. Являлся автором книги «Борьба корейского народа за независимость», М., 1948.
3. Кривицкий А., Крайнов П., В Брянских лесах, Брянск, 1956, с.32
4. Личный Архив Автора (ЛАА), Беседа с Аверьяновым 30.10.2010 года, л.2
5. Штоппер С., Взрыв Голубого моста
6. ЦНИБО, ф.1650, д.30
7. Кривицкий А., Крайнов П., В Брянских лесах, Брянск, 1956, с.85
8. ЛАА, Дневник Вали Сафроновой, л.19
9. Органы государственной безопасности СССР в ВОВ, том 3, Крушение «Блицкрига», книга 1, (1 января - 30 июня 1942), М., 2003, с.525
10. ЦНИБО, ф.1650, д.67, л.8
11. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.64
12. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.64
13. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.64
14. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.65
15. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.65
16. Млечин Л., Шелепин, М., 2009
17. Андреев Василий Андреевич, Родился в 1906 году в селе Чумашки Купинского района Новосибирской области. Член ВКП(б) с 1929 года. Закончил Совпартшколу в 1930 году. Институт марксизма-ленинизма в 1935 году. С 1935 по 1940 год инструктор ПО РККА. В августе-сентябре 1941 года начальник 7 отдела политотдела 21 Армии. Окруженец. Попал в расположение отряда им.Баумана (Выгоничский район, Орловская область). Затем с мая 1942 по март 1943 года заместитель комиссара объединенных партизанских бригад Орловской области. Затем в 1943-1944 командир 1-го соединения партизан Молдавии. Затем заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения, генерал-майор. После войны преподавал в военной академии им.Фрунзе. Работал в журналах «Знамя» и «Вопросы философии», государственной публичной библиотеке им.Салтыкова-Щедрина. В 1952-1956 годах член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС.
18. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.66
19. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.67
20. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.67-68
21. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.68-69
22. Автобиография Батова И.Г.. (ГАОО)
Родился в январе 1914 года в селе Образцово Хотынецкого района Орловской области в семье крестьянина-бедняка. После Октябрьской социалистической революции отец имел середняцкое хозяйство, в 1930 году вступил в колхоз. До 1932 года учился, окончил начальную школу, школу колхозной молодежи, педагогический техникум. В феврале 1932 года был направлен на работу в редакцию газеты "Брянский рабочий". Работал там шесть лет с перерывами на учебу в институте в качестве заведующего отделами: сельскохозяйственным, советского строительства, культуры, ответственного секретаря редакции. В апреле 1938 года отозван в Орел. Здесь работал ответственным секретарем, заместителем редактора и три года ответственным редактором областной газеты "Комсомолец". В августе 1941 года по решению ЦК ВКП(б) областная комсомольская газета была закрыта и меня обком ВКП(б) утвердил заместителем редактора газеты "Орловская правда". В конце апреля 1942 года из редакции обкомом ВКП(б) отозван в связи с назначением первым секретарем Орловского обкома комсомола. Работая секретарем обкома ВЛКСМ по заданию обкома партии и ЦК ВЛКСМ бывал в тылу врага в Брянских лесах.
В июне 1943 года Центральным Комитетом ВЛКСМ утвержден в качестве заведующего отделом комсомольской жизни редакции газеты "Комсомольская правда". Работал там до 30 декабря 1943 года. Центральным комитетом ВКП(б) командирован на работу в "Орловскую правду". Член ВКП(б) с 1940 года, партвзысканий не имею, родственников репрессированных, находившихся за границей не имею.
3 января 1944 года
Иван Батов (подпись)
23. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.68
24. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.71
25. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.73
26. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.74
27. ГАОО, ф.П-52, оп.2, д.283, л.75
28. Федосеев Пётр Федосеев родился 9 (22) августа 1908 года в (селе Старинское Нижегородской губернии) (в настоящее время - Пильнинский район Нижегородской области).
В 1930 году окончил Горьковский педагогический институт, в том же году из числа студентов общественно-экономического отделения педагогического факультета был утверждён выдвиженцем к подготовке к преподавательской деятельности по философии[1]. В 1936 году кончил аспирантуру Московского историко-философского института. В 1936-1941 годах научный сотрудник института философии АН СССР. В 1941-1955 годах работал в аппарате ЦК КПСС, а также главным редактором журнала «Большевик», «Партийная жизнь», заведующим кафедрой диалектического материализма Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1955-1962 годах директор Института философии АН СССР. В 1962-1965 - академик-секретарь Отделения философии Академии наук СССР. В 1962-1967 и в 1971[2]-1988 годах вице-президент АН СССР, курирующий гуманитарный блок. В 1967-1973 годах директор Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. С 1988года - советник Президиума АН СССР. Избран членом ЦК КПСС на 22-м и 24-25-м съездах КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов. Председатель Комиссии по народному образованию, науке и культуре Совета Национальностей 8-9-го созывов. Председатель правления общества советско-венгерской дружбы (с 1958 года). Почётный член АН ВНР, иностранный член Болгарской АН (1972), АН ГДР, Чехословацкой АН. Награждён орденом Сухэ-Батора (МНР, 1982).
Основные труды по проблемам исторического материализма, научного коммунизма, научного атеизма, критике буржуазной философии и социологии. Награждён Золотой медалью им. К. Маркса АН СССР (1981). Скончался 18 октября 1990 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
29. Сатюков Павел Алексеевич, 16(29).06.1911 - 17.11.1976, член ВКП(б) с 1939 года, в 1937 году окончил Горьковский педагогический институт. С 1930 года на редакционно-журналистской работе. В 1942-1946 гг. - член ЦК ВКП(б). 1946-1949 - заместитель гл.редактора, гл.редактор газеты «Культура и жизнь». 1949-1964 - зам.гл.редактора, главный редактор (с 1956 года) газеты «Правда». 1961-1966 - член ЦК КПСС. 1959-1964 - председатель правления Союза журналистов СССР. С 1964 года в журнале «Агитатор».
30. Кривицкий А., Не забуду вовек, М.,1964
31. Из наградного листа Крайнова:
Крайнов Павел Алексеевич, полковник,специальный корреспондент "Красной Звезды" по Брянскому фронту представляется к ордену Красного Знамени. Тов.Крайнов с первых дней Отечественной войны находится на фронте. С ноября 1941 года по настоящее время работал специальным корреспондентом газеты "Красная Звезда" на Брянском фронте. За это время тов.Крайнов 3 раза летал на самолете через линию фронта в партизанский край - Брянские леса. Первый раз 5 сентября 1942 года, где был в течении двух недель. Второй раз был у партизан на праздник 25 октября в течении трех дней и третий раз в марте 1943 года находился в течении 10 дней. Во время наступления частей 13-й армии Брянского фронта в январе-феврале 1943 года тов.Крайнов находился в частях 13 армии (главным образом в 132 СД и 307 СД). В момент взятия Волова он находился на передовой линии вместе с наступающими частями, где неоднократно попадал под бомбежку. Его машина прямым попаданием бомбы была разбита, причем был убит шофер.
В течении всего периода пребывания на фронте тов.Крайнов показал себя смелым, мужественным и бесстрашным политработником. Повседневно освещал в "Красной Звезде" боевую жизнь частей Брянского фронта, мобилизуя личный состав своим пером и личным примером на выполнение боевых приказов командования.
За образцовое выполнение заданий командования, за мужество и отвагу тов.Крайнов достоин правительственной награды - ордена "Красного Знамени".
Начальник Политуправления Брянского фронта генерал-майор Пигурнов
2 апреля 1943 года
Из наградного листа Кривицкого:
Кривицкий Зиновий Юрьевич, майор, секретарь редакции газеты "Красная Звезда", представляется к ордену Отечетсвенной войны 1-й степени. Родился в 1910 году, еврей. Член ВКП(б). Неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента. Призван Кировским РВК г.Москвы в 1941 году. Награжден медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени и медалью "За оборону Москвы".
В годы войны Кривицкий заведывал в редакции отделом литературы и искусства. Работу в редакции совмещал с длительными и частыми выездами на фронт. Бывал непосредственнов батальонах и ротах передовой линии, корреспондентскую работу проводил неоднократно под обстрелом противника, вел себя отважно и мужественно.
Тов. Кривицкий - автор известных материалов о 28 героях-панфиловцах. Материал об этих героях тов.Кривицкий собирал непосредственно в полках дивизии, на передовой позиции, в дни жестоких оборонительных боев дивизии за Москву.
По собственной инициативе тов.Кривицкий полетел к партизанам Брянских лесов, в результате чего дал ряд интересных материалов.
Особенно большую пользу оказал тов.Кривицкий Красной Армии своими многочисленными очерками о воинском воспитании.
В настоящее время тов.Кривицкий работает в частях 1-го и 4-го Украинских фронтов, собирая материал о новых очерках о воинском воспитании.
Представляется редактором "Красной Звезды" к ордену "Отечественной войны" 1 степени.
Начальник политотдела
генерал-майор Д.Ортенберг
5.06.1945
32. Кривицкий А., Крайнов П., В Брянских лесах, Брянск, 1956, с.21
33. Кривицкий А., Крайнов П., В Брянских лесах, Брянск, 1956, с.28
34. Кривицкий А., Крайнов П., В Брянских лесах, Брянск, 1956, с.124

Партизаны

Previous post Next post
Up