В продолжение
http://www.livejournal.com/users/alkor_/99971.html:
Дабы не сложилось впечатления, что сериал "Мастер и Маргарита" мне активно не нравится, изложу здесь вкратце свое мнение о нем:
(1) На настоящий момент это лучший из публично демонстрировавшихся фильм по мотивам одноименного булгаковского романа. Тем не менее, я не исключаю, что в обозримом будущем ситуация изменится и пальму первенства у фильма Бортко отнимет или таки дошедший до зрителя фильм Юрия Кары, или киноверсия "Мастера и Маргариты", снимающаяся сейчас по слухам в Венгрии некоей г-жой Фекете (?). И этому вполне приятноиму исходу я буду рад.
(2) Фильм (за исключением отдельных отвратно сделанных эпизодов и первых двух серий, которые были показаны не по расписанию) я просмотрел с большим удовольствием. И не жалею об этом. Я не спорю, что фильм хорош. Как самостоятельное художественное произведение, перекликающееся с великим романом М.А.Булгакова. Но мне активно не нравится вполне вероятная ситуация, в которой фильм Бортко станет "единственно верной" киноверсией "Мастера и Маргариты". Просто потому, что кроме более-менее хорошо переданных приключений тела, в оригинальном булгаковском произведении были еще и приключения духа, на которых Бортко традиционно обломился. Не потому, что Бортко -- глупый человек и/или бездарный режиссер. И даже не потому, что всю многослойность булгаковских идей, заложенных в роман, сложно передать современными киносредствами. Просто у Бортко в голове слишком много своих идеек, которые покруче булгаковских будут, и которые надлежит довести до зрителя в первую очередь.
(3) Я не люблю кинорежиссера Владимира Бортко и то, что он делает обычно с произведениями Михаила Афанасьевича Булгакова.
(4) Я считаю, что при съемках фильма г-ном Бортко были допущены серьезные просчеты в выборе актеров (Пилат и др.), использовании спецэффектов (чучело "кота-Бегемота") и так далее. В ряде случаев имел место неоправданный произвол режиссера, связанный с значительным искажением булгаковского текста (великий бал у Сатаны и пр.) или введением откровеннейшей отсебятины (линия коня в паль... то есть, пардон, человека во фенче и, в особенности, идиотический и отвратно снятый "эпилог"). Я не отрицаю за г-ном Бортко права на свое видение оригинального произведения, однако мне кажется неправильным, что это свое видение выдается им и его пиарщиками за едва ли не дословную экранизацию.
(5) Помимо процитированного в предыдущем посте, я читал и слышал еще ряд интервью, данных г-ном Бортко и его отдельными актерами. Там самодовольства и благоглупостей не меньше (например, бронелифчик Маргариты оказывается тонким художестенным замыслом, удачной попыткой исправить излишне пошлый и примитивный булгаковский текст). Иногда лучше снимать, чем говорить.