Mar 27, 2016 00:13
Чем больше я работаю в области образования, тем больше разочаровываюсь в школьной системе. Советская школа, которая сама себя назначила лучшей в мире, соответствовала духу времени. Суть заключалась в фильтрации и отсеве на пути к освоению фундаментально-научной программы.
Те кто не справлялся с заданиями сложнее 8 класса уходили в ПТУ и дальше на завод, потому что кто-то должен работать в промышленности, клепать холодильники, танки и тракторы. Собственно, таких нужно было большинство. Меньшинство могло продолжить образование и поступить в институт. Помимо рабочих нужны ещё инженеры и служащие. Самый умные могли попасть в ведущие технические вузы и университеты, чтобы развивать самую передовую в мире советскую науку. Ясное дело, что все жизненные вопросы социалистическое государство брало на себя, организуя жизнь советского человека от рождения до смерти. Беспокоиться тут ни о чем не приходилось, поэтому и для школы не оставалось ничего другого, как учить наукам, чтобы отсеяв сто тысяч человек оставить одного выдающегося инженера.
Конечно, система претерпевала определённые изменения, в частности многое в школе поменялось в 70-е годы. Но основная суть оставалась той же (и сохраняется до сих пор) - фундаментальная научная программа и ничего полезного для жизни.
Современным взрослым, однако, приходится самостоятельно заботиться о себе. Находить работу, делать карьеру, биться за своё место под солнцем. Причём все эти карьеры и места под солнцем, как правило, очень далеки как от завода, так и от работы в научной лаборатории. Вполне логичный вопрос - что школа даёт для жизни? Ответ на него такой: ничего (почти). Все те знания и навыки, за которые взрослые люди готовы платить свои деньги, никогда не изучаются в школе. Есть спрос на то чтобы развивать коммуникативные навыки, основы финансов и инвестирования, организацию собственного бизнеса, карьерные тренинги, тайм-менеджмент, автовождение, языки, юриспруденцию, ораторское мастерство, логику. Ничего из этого не преподаётся в школе, кроме языка и то очень слабого.
В это же время школьники с 8 по 11 класс изучают (точнее делают вид, что изучают): ботанику и зоологию, тригонометрию, электродинамику, органическую и неограническую химию, оптику и молекулярную физику, историю средневековой Европы и основы лингвистики. Все эти важнейшие и полезнейшие предметы имеют следующие общие черты: 1) на сколь-либо серьёзном уровне их усваивают процентов 20 учеников, 2) Используют в будущей работе процентов 5 учеников, 3) практически ни один взрослый не вспомнит из них ровным счетом ничего, если только сам не работает в науке. И самое главное, я никогда не слышал, чтобы какой-нибудь взрослый человек решил пойти на тренинги по химии, биологии и физике, потому что ему не хватает школьных знаний.
Вся эта псевдообразовательная профанация занимает сотни часов времени сотен тысяч школьников по всей стране. Плюс ещё по некоторым из предметов они сдают экзамены, мучительно (в прямом смысле слова мучительно) готовясь решать бесконечные уравнения и выучивать какие-нибудь малопонятные законы.
И чем больше я работаю в этой системе, тем больше мне кажется, что я помогаю людям переливать воду из колодца в колодец. Ну, или катить камень в гору, а потом сбрасывать обратно. Какие-то дяди и тёти решили, что вполне уже взрослые и активные молодые люди 15-17 лет, должны не думать о своей жизни, развиваться, получать удовольствие от каждого прожитого дня, а только сидеть за партой и учить непонятную и ненужную им науку. А я, как преподаватель, помогаю им справиться с этой тяжёлой ношей, сдать экзамены и выбраться в реальную жизнь. Там им придётся учиться заново, а заодно найти в себе то, что школа пыталась основательно отбить - самостоятельность, инициативность, критичность мышления, право выбора и креативность.
Иногда я думаю, что помимо госзаказа на будущих инженеров-учёных, советская школа выполняла (и выполняет до сих пор) ещё одну важную социальную функцию. Дело в том, что возраст 15-25 лет довольно специфичен. В физиологическом плане с 14-15 лет человек уже взрослый. Начинается пик физического и интеллектуального развития (крупнейшие открытия в теоретической физике и математике делались в 20-28 лет). В то же время это возраст идеализма, протеста, желания изменить мир, обострённого чувства справедливости и поиска смысла жизни. Другими словами с политической точки зрения 15-25-летние люди опасны. Это бунтари, которые хотят поменять систему и сделать мир лучше. Это идеалисты, которые верят в справедливость. Это романтики, которые хотят счастья и смысла жизни, а не однушку по ипотеке и форд фокус. Самые активные бунтарские и революционные движения в XX веке поднимались студентами и, иногда, даже завершались успехом.
Как утилизировать весь этот романтизм, идеализм и протест? Внушить тинейджерам, что они всё ещё дети и не могут сами ничего решать, ограничить их возможности для поиска работы и зарабатывания денег, усадить инфантильных бугаев за парты и заставить искать корни тригонометрических уравнений для подготовки к какому-нибудь ЕГЭ. К тому времени, когда псевдообразование в школе и вузе закончится (годам к 24-25), желание менять мир тоже поутихнет, а вместо него появится толстая жена, собутыльник Колян по пятницам, ненавистный офис, однушка на окраине и мечты об отдыхе в Турции. Тут то и можно выпускать ученика в самостоятельную жизнь.
школа,
размышлизмы