Итак мы отправились в обратный путь из
Слободского по реке
Вятка. Напомню, что круиз у нас необычный, следовательно можно нарушить последовательность наших остановок. Какие то мы проследуем мимо, где то выйдем на берег чтобы ознакомиться с новыми для нас местами. Так дойдем до самой Камы и под конец нашего путешествия вернемся обратно, чтоб осмотреть город Вятку. Большая часть стоянок будут не очень продолжительными, однако времени вполне хватит, чтоб сложить впечатление о жизни вдоль реки , о городах на ее берегах. В городе Вятка наш круиз завершится и, вместе с тем, появится возможность познакомиться с ним детальней ...
Расстояние от Вятки до Слободского всего 70 верст и даже на этом небольшом пути мы найдем на чем остановить внимание. Пристань Чепца, при впадении в Вятку этой реки. В Чепце пароход по обыкновению ненадолго останавливался.
Село Никулицкое - одно из древнейших вятских поселений( когда то древние город Никулицын или Никульчин) , старше Вятки от которой находилось всего в 20 верстах, на высоком правом берегу. Когда то из села совершался крестный ход в Вятку в
день Преполоновения. По преданию, ход установлен был в благодарность Богу за избавления от набегов черемис и вотяков. Время оставило следы тех давних событий в виде остатков древних рвов и валов, что служили когда защитой от нашествий.
Но по большей части- село как село, ничем особо не приметно, со своим сельским жизненным укладом...
И стар и млад принимали участие в полевых работах.
Около Вятки находились поля Опытной станции.
Посмотрим как выглядело еще одно село недалеко от Вятки- это деревня Скопино. У Скопино Вятка делает крутой поворот, над которым возвышается дивной красоты высокий берег.
О деревне не сохранилось никаких сведений
однако, если выдалась такая оказия, давайте посмотрим каким оно было.
Как уже было сказано выше, Вятку мы проследуем сейчас без остановки, однако ее окрестности также представляли интерес для речных путешественников. У нас есть возможность подойти ближе к Дымковской слободе. По высокой воде это знакомство могло быть особенно близким.
Чуть южнее слободы мы увидим Широкий Лог, который со временем стал Заречным парком( с ним мы еще познакомимся отдельно).
Нельзя не отметить- по мере приближения к городу, сельский пейзаж все больше менялся на городской, промышленный...
однако самые крупные предприятия находились ниже черты города по течению реки, т.к. они не имели в то время очистных сооружений.
Мы продолжаем наш путь: любуемся бескрайними лугами, обработанными полями и все это великолепие сменялось богатыми лесами. Таким образом природа вятского края раскрывалась во всем своем разнообразии.
Попадаются совсем маленькие деревеньки, где нет никаких причалов. Одна из таких- Талица.
"Следующие за Вяткой города и пристани сами по себе не имели особого значения для туристов. Останавливаться в них можно было только «по делам» . Красивое зрелище они представляли , если только любоваться ими с террасы парохода" так считалось когда то. Нет основания не доверять автору этих строк, однако мы все ж сделаем небольшие остановки, чтоб сложить свое впечатление.
Город Орлов основанный двинянами и устюжанами назывался прежде Орловием. Расположен он на правом берегу реки Вятка в 72 верстах от города Вятка.
Городское правление и земство приложило когда то немало стараний к культурному подъему населения. Результатом этих стараний было обустройство городской библиотеки, начальное поселянское земское училище со столярной мастерской, женская гимназия, земское ремесленное слесарно -кузнечное училище, предполагалось также открытие речного и лесного училищ.
Не попалось мне подробного описания великолепного Спасского мужского монастыря. Но мы можем посмотреть, как выглядел когда то центр города. Справа- Казанский собор, а слева- Спасский.
Полюбуемся на Казанский собор со стороны реки и продолжим путь дальше.
Следующий после Орлова и по пути следования- Котельнич. Расположен он на высоком правом берегу , ниже впадения в нее реки Молома в 81 версте к юго-западу от города Вятка . Ввиду выгодного своего положения был одним их центров торговли Вятской губернии. В благоприятные годы с Котельнической пристани отправлялись водой товары в города Поволжья и Севера России.
Город жил торговлей и торговлей развивался. Указом Сената от 9 сентября 1843 года Алексеевская котельническая ярмарка была узаконена.
Мука ржаная, лен, мясо, яйцо отправляются отсюда в Архангельск , Рыбинск, В.Устюг, С.Петербург, Москву.
В 1862 году открыт Общественный банк.
Весь облик Котельнича к тому времени все больше приобретают признаки зажиточности.
Культурный подъем можно наблюдать по появлению в городе гимназий и школ различной направленности.
Городское правление уделяет внимание досугу горожан.
Деятельность земства дало много благих результатов.
В городе появляются парки.
и городские клубы.
В 1912 году в городе сооружается Водонапорная башня
верхушку которой можно было видеть еще с воды...
В начале 20-го века Котельнич становится важным транспортным узлом.
В 1903-1905 гг построен мост через реку железнодорожной транспортной магистрали Вятка-Санкт-Петербург,
а в 1927 году завершена прокладка ж.д.пути Котельнич -Нижний Новгород.
Был и такой период в жизни города, когда в прямом смысле решалась его судьба. Город подвергся уничтожению страшным пожаром в мае 1926 года.
Две трети города было уничтожено, среди которых 80 крупных зданий. Однако несмотря на масштабы разрушений и значительные человеческие потери, город решено было восстанавливать на прежнем месте..
Ну а мы возвращаемся к реке и продолжаем наш путь.
Большое спасибо за помощь
tornado_84 Продолжение следует... .
![](http://www.bigsauron.ru/valid10722_heb7955c6205dfe7bdc541ca7516baf3b.jpg)