Истоки праздника
Традиционный кельтский календарь делит год на 8 сезонов :
Весеннее равноденствие- Остара.
Выпекались хлебцы с солярной символикой.
Друиды окрашивали яйца в алый цвет в честь солнца, используя для этого цветки дрока или корень морены. Это являлось символом циклического возрождения, так как из неодушевлённого яйца появлялось живое существо. Красные скорлупки бросали в реки, чтобы они доплыли когда-нибудь до берегов Блаженного острова, неся с собой весть о том, что солнце и сезон возрождения вернулись. Сам праздник начинался в полдень.
Летнее солнцестояние- Ман Саури.
С этого дня начинался сбор трав Друиды проводили обряд сбора омелы серпом. Если май был месяцем священных свадеб, то июнь -месяцем бракосочетаний смертных.
Осеннее равноденствие - Мабон.
Все красные растения - пища богов. На осеннее равноденствие из них изготовляются самые действенные амулеты ( например, ожерелье из рябины.)
Зимнее солнцестояние- Йоль.
Время для друидических гаданий. Друиды носили с собой мешки, в которых хранились веточки с нанесёнными на них огамами (так называемый журавлиный мешок). В этот день кельты наряжали фруктами, орехами и ягодами Зимнее дерево - ель .
И четыре главных праздника :
Имболк (Imbolc) - время родов/кормления - 1 февраля
Бельтан (Beltaine) - весёлый костёр - 1 мая
Лугнаса (д) (Lughnasadh) - свадьба Луга - 1 августа
Самайн (Samhain) - смерть лета - 1 ноября
Хэллоуин - Halloween (All Hallows Evening или Beggars Night) - ночь перед Днем всех святых (All Saints' Day).
Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. Самайн знаменовал собой приход зимы и отмечался 31 октября. Самайн знаменует смерть Лета и приход Зимы. Считается, что на Самайн открываются врата в другой мир, стирается тонкая грань между материальным миром и царством духов и между добром и злом.
Согласно истории, кельтский календарь когда-то делил год на две части - тёмную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос - да, и так еще можно, согласно латинской версии, праздник в честь этого назывался «Три ночи самониоса» (trinux samonii)) и светлую в марте - апреле (месяц гиамониус).
Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением полнолуния. С наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался Новый год.
Самайн отмечался как праздник, посвященный сбору урожая и как день почитания мертвых.
Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы (совершившие то, что было запрещено жрецами, согласно воле богов), а уже мертвые души приходят навестить живых.
Это праздник умирающего (в Самониус) и воскресающего (в Гиамониус) кельтского бога Цернуна - логично рогатого бога плодородия
В 7 веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем всех святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем всех душ - когда поминали всех умерших. Однако, традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конца так и не удалось.
В последние годы праздник основательно возвратился в Европу, он также популярен и в некоторых азиатских странах. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, выторговывая сладости. Также устраиваются маскарады, а в окно выставляется полая тыква с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов.
Кстати, тыква - изобретение американцев. А до того в Ирландии и Шотландии страшные маски, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, а в Англии - из свеклы
Самайн - Праздник перехода к зиме. В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: "Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии."
Самайн - момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира. В этот день разверзались холмы и из них выходили сиды* c целью сватовства или добычи чудесных предметов. Мудростью, ростом и красотой они, естественно, превосходили простых смертных. В человеческую же жизнь они предпочитали по возможности не вмешиваться. Сиды обладали даром прорицания и некоторые сиды обладали долголетием. Они также владели тремя магическими дарами - Фед Фиадой (видимо магическая дымка, делающая их невидимыми), пиром Гоибниу (те кто принимал участие в этом пире был избавлен от старости и смерти) и чудесными свиньями Мананнана, вновь являющимися целыми и невредимыми наутро после пира.
В средние века на Самайн пекли особые хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы эти были разнообразной формы - треугольные, квадратные круглые с отверстием по середине, причем предпочтение отдавалось последней форме. При выпечке старались их не поломать, так как тогда это считалось дурным знаком. В этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы кидали их через плечо, что считалось лучшей оградой скота от волков, орлов и лисиц.
В этот день обычно предсказывали будущее по середине ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее, но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле.
Самайн - промежуток времени не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему. В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и "все сверхъестественное устремляется наружу, готовое поглотить людской мир". В мир людей проникают бессмертные, а герои могут пройти в Сид. В ночь Самайна вырываются на свободу силы хаоса.
Само понятие Самайн обозначает некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время - время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья.
Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений - один из самых живучих обрядов.
Самым ярким ознаменованием праздника является Jack-o' lantern (Светильник Джека), - это собственно знаменитая тыква, на которой вырезается страшная рожа, а внутрь вставляется свеча (в наше время часто используется электрическая подсветка).
Появление этого символа связывают с христианизированной ирландской легендой о человеке по имени Джек, старом фермере, любителе азартных игр и крепких напитков.
Он дважды обманывал дьявола, а после смерти не попал в рай из-за своей порочной жизни, и в ад не попал, из-за того, что дьявол при жизни Джека поклялся не забирать. И был обречён скитаться по миру с тыквенной головой с тлеющим угольком внутри неё.
Исходя из этой легенды, свеча внутри тыквы совсем не является средством привлечения мертвых родственников, а просто символом призраков, того, что мертвые обитают среди живых А вот для привлечения близких покойных использовалась другая свеча, которая ставилась на окно, расположенное в восточной стороне.
В США свечи для Хеллоуина традиционно окрашены в оранжевый, фиолетовый, красный или чёрный цвета, ароматизированы корицей или другими специями с резким сладко-пряным запахом.
Обычаем Самайна/Хэллоуна является также «Яблочный Боббин». Считается, что яблоки связаны с любовью и смертью.
Яблоки кладут в большое блюдо с водой или пуншем, затем без рук вылавливают его ртом, затем гадают на любовь. Если выловленное яблоко разрезать на 9 равных частей, 8 съесть, а девятую бросить через левое плечо, можно, если быстро оглянуться, краем глаза заметить фантом будущего суженого (суженой).
Также по древним представлениям в этот день можно избавиться от слабости, вреда и првлечь счастье. На бумаге пишется то, от чего хотите избавиться или то, что хотите получить в «новом кельтском году» зажигается свеча или разводится костер, глядя на пламя, произносится заклинание и затем сжигается бумажка:
«Я зажгла (зажёг) это пламя
Чтобы изменить то, что мучает меня.
Поверну силы вспять,
От ненависти к любви!
От бед к счастью!
От смерти к жизни!
Такова моя воля
Да будет так!»
Часто можно увидеть в США, как дети, одетые ведьмами и демонами, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу «Trick or Treat!» - «проделка или угощение!» (хозяин должен напугать или обмануть просящих, а если не удастся, то дать то, что просят). Обычай, возможно, берет начало у кельтских крестьян, когда было принято собирать и даже клянчить на праздник у разных домов - деньги, коржи, цыплят, яйца, масло, орехи, яблоки и иную пищу. Но сейчас даже завидно этим детям, ибо сладостей к Хэллоуину выпускается великое множество. :)
В общем, веселого Вам праздника, если конечно соберетесь! :)))