Что случится, если на одной частной вилле соберется веселая компания молодых людей, все мы примерно догадываемся. Но что, если на дворе будет 19 век, молодежь окажется не самой заурядной, а за окном будет безостановочно лить дождь?
Именно из такой мизансцены выросли первая история о вампирах ("Вампир" Джона Полидори) и роман о искусственно сотворенном монстре - чудовище Франкенштейна ("Франкенштейн, или Современный Прометей" Мэри Шелли)
За прошедшие два века эти истории и персонажи были использованы тысячи раз. Каждый пытался переосмыслить их по-своему, но если Вампир в различных переработках представал то, как романтический герой (с гитарой и шпагой), то, как отвратительное чудовище, не ведающее жалости, то,внезапно, как ученый, панически боящийся микробов... то с чудовищем Франкенштейна всегда всё было довольно однозначно - не желающий являться на свет, бесконечно страдающий и одинокий - во всех адаптациях он вызывал жалость и наводил на мысли о недопустимости человеческого вмешательства в Законы Природы.
Спектакль "Франкенштейн", поставленный Дэнни Бойлом по пьесе Ника Дира на сцене Королевского национального театра, стал наиболее яркой иллюстрацией этой простой, но такой важной мысли.
Всё начинается с рождения Создания. Беззащитный, неряшливо собранный из частей мертвецов, из "мяса для собак", конвульсивно извивающийся под безжалостными вспышками яркого света... Монстр? Нет, Человек.
За ужасающим обликом прячется беззащитный и непосредственный ребенок, открывающий для себя мир. Вот только Мир не готов его принять. Даже творец - единственный, кто ответственен за его рождение - сбегает, бросив несчастное существо.
Оставшись одно, Создание быстро учится заботиться о себе. Оно уже может добыть себе пищу, бедный слепой старик учит его говорить, читать, писать... Он рассказывает о том, что все люди изначально добры и чисты, пытается объяснить, что такое любовь, в то время, как окружающие, не тратя слов, показывают Созданию, что такое ненависть, злоба, ложь и месть. К сожалению, наглядный пример существо воспринимает гораздо лучше. В начале - глупый, наивный и бесконечно добрый ребенок, теперь - умный, расчетливый, отчасти даже циничный монстр.
Параллельно с трансформациями главного героя меняется и сценография: минималистичная в первых эпизодах, она тоже словно развивается от нетронутой природы до развитой цивилизации, становится все более и более подробной, появляется много мелких деталей... но в итоге всё встаёт на свои места: Создание оказывается не таким уж и монстром, а почти пустая сцена, залитая ярким светом, снежная пустыня, наводит на мысли о том, что герои все-таки вернулись в лоно природы.
В конце истории творец уже почти неотличим от творения: кто за кем гонится? Кто кого собирается убить? Кто кого спасает? Эта неоднозначность привносит в спектакль дополнительный повод для размышлений. Однако Денни Бойл не останавливается на этом, внося еще большую неопределенность тем, что роли Создания и Виктора Франкенштейна Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер играют попеременно: сегодня - творец, завтра - творение, сегодня - наивное Создание, завтра - малодушный ученый, бросивший вызов природе... Мне довелось увидеть Бенедикта Камбербэтча в образе Создания, а Джонни Ли Миллера в роли Франкенштейна, хотя я могу с легкостью представить, что было бы, если бы они поменялись местами. Образы главных героев диаметрально противоположные, но они словно перетекают друг в друга: чем умнее и "взрослее" становится Создание, тем запуганнее и беспомощнее кажется Виктор.
Спектакль "Франкенштейн" очень хорошо подходит для показа в кинотеатрах. Денни Бойл, как преимущественно кинорежиссер, сумел сохранить настоящие, живые чувства, характерные для театра, но в то же время внес ту самую киношную зрелищность и повышенную внимательность даже к самым мелким деталям, каждая из которых словно ждет, когда её снимут крупным планом.
Большое спасибо проекту TheatreHD, сети кинотеатров Формула Кино в OZMall`е и лично Вере (
rintra) за возможность увидеть этот спектакль.