Dec 08, 2009 01:47
От Гаспарова я узнала, что судьба античными авторами понималась нечто иначе, чем у нас. Мы считаем ее неразгаданной, но существующей. А раз так, то нам и не надо мучиться - судьба всё сделает за нас. А античное сознание было наполнено иными мыслями: судьба есть, но я не знаю ее законов, потому существую, как хочу. Я - герой!
К сожалению, про Эдипа мы так сказать не можем. Он не герой, а нытик. Страшась осуществления предопределенного, он "мечется из угла в угол", видит в каждом человеке предателя, ищет утешения. Не сумев найти выход из сложившейся ситуации, он отказывается от борьбы, соглашается с неоспоримой властью высшего предзнаменования, винит в своих бедах всех вокруг. Но главное в том, что он не действует!
Умный Тирессий не рассказывает всю правду, зная, что предначертанное судьбой уже случилось, и ничего уже не исправить.А это именно тот момент, когда человеку лучше всего остаться в неведении.
(Эта ситуация как с больными раком. Врач, не открывший страшную тайну в 90 случаях из 100 продлевает, таким образом, жизнь пациенту, поверившему в свое полное здравие и продолжающему наслаждаться жизнью, а не думать ежесекундно о болезни).
Не узнал бы предсказание еще в молодости Эдип, не ушел бы из дома, не женился бы на матери. А если смотреть еще глубже - не узнал бы отец Эдипа свою судьбу во сне, не решил бы убить сына, не жил бы Эдип в неведении о своих родителях. Но нет! Во все времена неутолимым желанием человека было узнать свое будущее.
На протяжении всего произведения Софокл ставит под сомнение деятельность жрецов. Задается вопросом: Нужно ли заранее знать свою судьбу? Ведь вдруг она изменится именно в тот момент, когда ты узнаешь или захочешь узнать свое будущее, и из-за этого жизнь примет новый оборот. Или же это наказание богов (их умный замысел?) за любопытство. Тогда должна существовать сила, которая продумывала бы всё наперед, все шаги объекта.
Но в итоге можно с уверенностью сказать, что трагичной судьбы никто из героев не смог бы избежать.
Так же использован Лосев "12 тезисов об Античном искусстве".