Продолжая тему
"Осознание через тело" Опять хочу обратится к Сергею Реутскому:
"ФИЗКУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ
Физкультура для нас - не просто физическая нагрузка, совершенствование физических способностей. Образование человека должно проходить одновременно в двигательном, эмоциональном и интеллектуальном направлениях. Но для меня все три компонента, в том числе и физический, - только средство для решения жизненных задач!
Физкультура «про другое» - это повод находить, налаживать связь между людьми; постигать связь между предметами и явлениями; проявлять внутренние ценности ребёнка и для него самого, и для окружающих.
Основной момент в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира. Этому она и должна быть посвящена, превращаться в один из способов движения на развитие сотрудничества со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.
Чем младше ребёнок, тем очевиднее подобные установки. Скажем, для малыша тело - первое, что он ощущает; рост ума он чувствует через тело, мир понимает через тело.
Но это не значит, что в более старших возрастах эти механизмы отключаются - просто они более скрыты, связь между разными планами жизни уходит в глубину."
Мне сегодня хочется цитировать. Ведь все умное уже давно придумано и сказано. Только, почему-то не воплощается...
Теперь хочу дать слово Владимиру Степановичу Скрипалеву:
СПОРТИВНАЯ МАТЕМАТИКА
Зная, какое значение в развитии мозга имеет движение в, трехмерном пространстве, нельзя не признать, что лазание, включающее в себя вначале вис, затем, при переходах, вращение, качание, балансирование, при слезании скатывание и спрыгивание, как раз и является этим мощным стимулом развития ума. Может быть, не случайно стремление ползунка-несмышленыша залезть на что попало: стул, кровать, стол, с него - на шкаф и т.д.
А если не на что попало? Тем более что мебель для этого не очень-то подходит. А вот резиновая лиана, стойки перекладины, подвески колец и качелей, наконец, наклонная треугольная лесенка - по ним можно лазать сколько душе угодно. Это и интереснее, и полезнее, и безопаснее. А если к тому же сделать так, чтобы наверху можно было отдохнуть, посидеть, покачаться? Да это же мечта, райская жизнь! Для этого ничего не надо дополнительно придумывать. Надо “только” отдельные снаряды приблизить друг к другу, чтобы получилось “ветвистое дерево”, если хотите - “джунгли”. Но слишком близко располагать спортивные устройства не стоит. Иначе вместо “леса” получится “забор”. Лучше всего, когда расстояние между ними от 0,5 до 1 м.
Вот когда ребенок почувствует трехмерное пространство. С колец он сможет попасть на соседние качели, перекладину и вертикальные качели. С вертикальных качелей малыш легко опустится на лесенку, либо перелетит на перекладину, либо дотянется до каната. Таким образом, в большинстве случаев даже четыре снаряда взаимосвязаны преодолимым расстоянием.
Трудно давать конкретные рекомендации об очередности освоения снарядов для лазания в различном возрасте: развитие каждого ребенка индивидуально. Годовалый, естественно, сможет лишь покататься на боксерской груше, висящей у пола на одном из колец, или на канате. Оля, например, после висов на перекладине и кольцах увлеклась, как я уже писал, лазанием на горку с помощью наклонной треугольной лесенки. Двух-трехлетний начнет осваивать лесенку и т. д.
Научившись перебираться со снаряда на снаряд в одной последовательности, ребенок будет стремиться освоить новые комбинации.
“С лесенки - на качели, с качелей - на кольца, с колец - на лесенку, посижу, отдохну! Теперь - на канат, с него - на лиану, попрыгаю! Раз! Два! Раз! Два!..”
Попробуем подсчитать. Пусть ребенок, не уставая, делает самое большое 10 перелазов со снаряда на снаряд. Начинать он может с любого из 11 снарядов и перебираться на любой из двух находящихся рядом. Таким образом, число перелазов П равно:
П= 11 x 2(10-1) =5632.
Вот так неожиданность! На 3 квадратных метрах такое количество упражнений! Да еще каких! Подобно альпинисту или скалолазу, ребенок совершает самые невероятные движения. Например, при перелетании на канате с перекладины на лесенку ноги цепляются за боковины или ступеньки при горизонтальном положении тела спиной вниз. Следует поворот на бок, одновременно руки отжимают от себя вниз канат. Им помогают ноги, ступни которых зацепились за лесенку. Тело винтом вращается влево, постепенно поднимаясь на ступеньку. Какие мышцы тут только не напрягаются!
Какой простор для умственного развития! Когда ребенок пытается перелезть по новой цепи снарядов, он комбинирует сначала в голове, а затем руками и ногами возможную последовательность снарядов. Оказывается, можно развивать комбинаторику, играя не только кубиками, но и... своим телом! Но ребенок об этом не думает. Он фантазирует.
Гамак...
Уникальное изобретение человека. Гамак может давать возможность телу расслабится.
Дает ощущение надежности и спокойствия.
В нем можно спрятаться.
А можно использовать для работы тела.
Можно слегка раскатываться.
Можно качаться, как на качелях.
Гамак - это отличный инструмент для осознания ощущений.
Осознание ощущений - это один из важнейших шагов в сенсорной интеграции.
Гамак дает отличную возможность полета.
В осознании вестибулярных ощущений.
А вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга. Это главный "организатор ощущений" При этом из всех органов чувств вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны.
Удивительно, но зачастую именно с проблемами вестибулярной системы связаны страхи, неуверенность, трудности в чтении, быстрая утомляемость.