КРЕМНИЕВЫЙ КУРСОР или Время неведомых шедевров
Общепризнанно, что в искусстве нет прогресса, а значит нет и регресса.
О этом говорил еще Евгений Баратынский:
…Вития властвовал народным произволом,
Он знал кто он, (древнеримский поэт)
и ведать мог
Какой могучий правит бог
Его торжественным глаголом.
Но нашей мысли торжищ нет… нет форума…
Баратынский был недоволен тем обстоятельством, что непосредственное общение «творца с толпой» на «стогнах» - то есть на площадях, уже в его время, в подавляющем большинстве случаев, то есть информационных контактов, сменилось чтением книг.
В переводе на современный язык, речевой носитель художественной информации заменился бумажным носителем.
С тех пор прошло сто семьдесят лет, и возможности выросли неизмеримо - носители стали значительно более компактными, емкими, доступными - и более дешевыми! - чем книги.
Со времен древнего Рима до Баратынского прошло две тысячи лет, от Баратынского до наших дней прошло значительно меньше, но жизнь изменились в гораздо большей степени. Тем не менее, сам творческий процесс остался таким же.
читать
Более того, даже в доисторическом, доречевом периоде жизни человека, когда единственным произведением искусства была наскальная живопись - процесс творчества был столь же так же загадочным и необъяснимым как и сегодня.
Создание наскальных рисунков, изображающих охоту на антилопу, частично выбитых, частично втертых способным дикарем в податливый песчаник одной из пещер в северной части Сахары, сопровождалось жестами и воплями соплеменников -понарошку - в зимнее время отгонявших изображаемое животное от стада.
Творческие муки первобытного художника, сопровождаемые эмоциями и переживаниями соплеменников, могли быть первым произведением синтезированного искусства! Но ни наскальные рисунки, ни Египетский Сфинкс, ни Сикстинская мадонна, ни открытый недавно памятник Помпиду ничуть не прогрессивнее друг друга.
Прогресс коснулся только носителей.
И современный художник если и отличается от первобытного собрата, то весьма немногим. В первую очередь судьбой - надоедливый и упорный пещерный гений был несомненно съеден собратьями, в последние же века художников если и убивают, то, как правило, не едят.
И кроме того, стену в пещере сменил холст, нотный или белый листы бумаги, и в самые последние десятилетия - экраны ящика и монитора.
Но принципиальной разницы между куском отесанного кремня, которым была проведена первая вдохновенная художественная черта по закопченной костром стене и курсором дизайнера - нет никакой!
Со времен семидневного сотворения тайна творчества осталась такой же божественной тайной!
Вернемся к способам донесения художественной информации.
Сейчас - слава богу! - мы сидим ни возле костров, а находимся на кухне или в гостиной - каждый перед своим компом.
И для того чтобы насладиться или возмутиться результатами творчества, нам вовсе не обязательно приглашать в гости самого творца, тем более что неопрятность, нечистоплотность или неприятные привычки у гениев в крови - одни пятисантиметровые ногти на пушкинских пальцах чего стоят.
Носитель - все более совершенствующийся - вот что ограждает нас, господа, от неприятных посетителей и незваных гостей. Индивидуальная суверенность, или как говорят наши бывшие «друзья на западе» - «прайваси» - восторжествовала.
Прочь, профаны! Но подите прочь и корифеи, потому что у нас теперь есть под рукой в сети все, что вы хотели до нас донести.
Захотим - послушаем, посмотрим, подышим - запахи, голограммы - это вопрос технический, решаемый, если уже ни решенный. Различные приставки, примочки, дело ближайшего времени. Так что в воздухе при любовной сцене, проекцируемой на экран или в пространство - запахнет сеном, грозой, духами или потом.
Принципиально важно другое - совершенствование носителей.
С пластинки на 77 оборотов когда то раздавался слабенький голосок Вертинского. Кому доводилось слушать подобные пластинки, тот подтвердит, что несовершенный носитель нивелировал обертона, полифонию.
Гитара или симфонический оркестр звучали примерно одинаково. (Вертинский брал содержанием, а например, Карузо - только именем.)
Носитель усовершенствовался еще раз. У творца, у художника расширились возможности воздействия на потребителя, на пользователя. Впервые в истории цивилизации возникла обратная связь именно между возможностями массового воспроизведения и творцом.
Не будем забывать, что непосредственного (пещерного) контакта с потребителями в подавляющем большинстве случаев у художников и творцов сейчас нет, да и никогда уже не будет - на концерты, на выставки ходит менее двух процентов населения.
И такая обратная связь носит финансовый характер и осуществляется только за счет учета объема продаж и выплаты авторских и потиражных гонораров.
Если мы слушаем Шопена и Штрауса - это как раз и значит что мы культурные люди.
Если мы читаем в сети Пушкина и Толстого значит мы осуществляем поддержку самих себя, своего духовного и творческого потенциала.
Художники, музыканты, писателе-поэты подлаживаются все возрастающими возможностями воспроизведения.
Уверяю вас, что новый Тютчев или Фет, если не откроют свой сайт в интернете - никогда не появятся, а если даже появятся, то о них никто и никогда не узнает.
Реализованная возможность сейчас важнее гениальности.
Собственно стихотворная форма придавалась информации только ради запоминаемости, для удобства потребителей.
То же и с музыкой, и с гармонией.
Технический инструментарий расширяется - и несомненно скоро каждый из нас как только освоит программу "iBooks Author" станет и творцом и издателем - и для самого себя и для произвольного количества пользователей.
http://alikhanov.livejournal.com/547457.html Вечное искусство теперь доступно каждому, и в полном объеме.
А если творец или художник, потребитель или пользователь - в значимости они теперь сравнились - остался вне современного носителя, то он остался и вне культуры.
Время неведомых шедевров закончилось еще при Бальзаке.