Начало творческого пути Ф. И. Шаляпина - к открытию 3 апреля выставки "Шаляпин в Тифлисе".

Apr 02, 2015 08:53

Музыковеды М. Долинский и С. Чертог так описывают начало творческого пути Ф. И. Шаляпина:

«Весной 1892 года безработный девятнадцатилетний хорист приехал в Тифлис. Шаляпин голодал, не знал, где будет ночевать. Случайные выступления в увеселительных садах почти не давали денег. Первой обратила внимание на его замечательный голос Мария Григорьевна Измирова. Она подошла к Шаляпину после его выступления хора в саду на Михайловском проспекте и спросила:
- Откуда вы приехали?
Федор ответил:
- Сначала накормили бы, а потом спрашивали».
»
Измирова потом рассказывала:
« «Это был длинноногий парень, худой, нескладный. На нем были косоворотка и какие-то немыслимые брюки (которые он именовал „пьедесталами“). На голове почему-то соломенная шляпа - канотье с черной ленточкой. Дно шляпы было оторвано, держалось сзади на одной ниточке, при ходьбе и ветре поднималось вверх. Немало мы смеялись по поводу этой необыкновенной шляпы…» »
Однако, положение по-прежнему оставалось отчаянным. Шаляпин списался со старыми товарищами по сцене, которые устроили его в оперу Перовского в Казани на вторые роли. Новые тифлисские знакомые посоветовали ему перед отъездом еще раз попытать счастья - пойти к преподавателю пения в музыкальном училище Дмитрию Андреевичу Усатову, дававшему также и частные уроки.
Александр Григорьевич Рчеулов, тенор, как раз занимался у Усатова. Он рассказывал, что появление Шаляпина вызвало удивление присутствующих: длинный, нескладный парень, в засаленной и затасканной одежде. Однако, послушав пение Шаляпина, Усатов сказал, что будет заниматься с ним.

Оставалось подумать, на что же ему жить. В своей автобиографии Шаляпин вспоминает, что Усатов отправил его «к владельцу какой-то аптеки или аптекарского склада, человеку восточного типа» с письмом. Прочитав письмо, этот человек сказал, что будет давать десять рублей в месяц. И тут же выдал за два месяца вперед.

«- А что же я за это должен делать? - робко спросил Федор.
- Ничего. Нужно учиться петь и получать от меня за это десять рублей в месяц.»

Будущий великий артист был поражен. Все это походило на сказку. В усатовской записке было сказано, что у Шаляпина удивительный, от природы поставленный голос, как это бывает только у итальянских певцов, что заниматься с ним он будет бесплатно и что помочь этому молодому человеку - долг всех, кто любит искусство.
Шаляпин не знал тогда, что этот был не простым владельцем аптекарских складов.



Константин Михайлович Алиханов был воспитанником Петербургского университета и Петербургской консерватории по классу профессора Л. О. Лещетицкого, пианистом, музыкально-общественным деятелем.

Шаляпин смог учиться у Усатова благодаря Алиханову - и это было единственное «учебное заведение», в котором великому певцу довелось заниматься. [1] [2]

25 лет спустя - по приглашению Корганова - в ореоле всемирной славы Федор Шаляпин опять приехал в Тифлис. На банкете в его честь великий артист произнес:
«В самый тяжелый момент жизни, когда передо мной стоял вопрос продолжить учиться или навсегда бросить мысли о сцене, Усатов направил меня к Алиханову, который принял в моей судьбе горячее участие и дал возможность продолжить учебу».
Эти слова взволновали артиста, на его глаза набежали слезы.

Шаляпин подарил Алиханову свою фотографию


с таким автографом:
«Добрейшему Константину Михайловичу Алиханову от искренне благодарного Ф. Шаляпина 17.02.1895 г.»

В своих воспоминаниях, написанных им собственноручно, Шаляпин сообщил:
«если бы не поддержка Алиханова, не доброта Усатова, не доброжелательность Корганова, не теплота Измировой, Касмоева, Бебутова - я бы так и остался никому не известным хористом».

Федор Иванович Шаляпин, Усатов, Константин Михайлович Алиханов, Тифлис, история

Previous post Next post
Up