Сначала необходимо сделать предисловие, оговорив несколько пунктов.
Во-первых, одной из великих областей знания в исламском фикхе является знание о единогласиях и разногласиях ученых. Знание единогласий предоставляет доводы, которыми обладатели знания наставляют, исправляют, подсказывают верное решение проблем, вставших перед мусульманами, и ограничивают круг приемлемых разногласий. Знание разногласий помогает в поддержании единства и братских отношений с мусульманином, совершающим в наших глазах порицаемый или запретный поступок, но имеющим законные оправдания, лишающие нас права его порицать, предостерегать от него и портить с ним отношения.
Во-вторых, одной из особенностей шариата является недопустимость приписывания человеку того, что он не говорил, не имел в виду и к чему не имеет отношения. Особенно велика важность соблюдения этой основы в отношении ученых, и велика опасность пренебрежения ей. Ведь если при соблюдении ее в отношении простых мусульман соблюдаются их права и достигается избежание несправедливости, то соблюдение ее в отношении ученых - это еще и охрана одного из столповсохранности шариата.
В-третьих, приближаясь к рассматриваемой теме, важно подчеркнуть, что все имамы считали нужным и правильным отпускать бороду, и тот, кто доверяет их пониманию религии, действительно уважает их и следует за ними, не станет разделять между их наставлениями, ревностно выполняя их в одном вопросе и полностью пренебрегая ими в другом.
В-четвертых, особенность работы с текстами в шариате такова, что необходимо понимать содержащиеся в них термины и постановления в соответствии с тем, что они значили в терминологии автора, а не в соответствии с тем значением этих терминов, которое сформировалось в понимании людей, далеких к автору слов.
Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, говоря о бритье головы: «… Даже если в отношении бороды это не разрешается…» См. «Аль-Умм» 6/88.
Имам не сказал «запрещено» (харам, мухаррам), а сказал «не разрешается»: لا يجوز (ля яджуз). Это выражение было истолковано некоторыми братьями как «запрещено» (мухаррам), что послужило причиной появления новых очагов недопонимания и напряженности, и, порой, могло подтолкнуть к сомнениям в компетентности ученых, пришедших после имама. Речь, конечно же, об ученых, воспитанных и достигших вершин в школе имама аш-Шафии, и однозначно постановивших, что укорачивание и сбривание бороды в мазхабе - это не запретное (харам), а порицаемое, нежелательное (макрух) дело.
Смысл слов «ля яджуз» со стороны науки «усуль аль-фикх».
«Ля яджуз» (не разрешается) говорится о том, что не является «джаиз» (разрешенным). «Джаиз» может иметь широкое значение - «халяль», противоположен которому «харам», а может ограниченное значение - «мубах» (дозволенное), т.е. хукм, находящийся посередине в градации: уаджиб (обязательное) - мустахабб (желательное) - мубах (дозволенное) - макрух (порицаемое, нежелательное) - харам (запрещенное).
Таким образом, то, в чем отрицается дозволенность, может относиться к категории «макрух», и может относиться к категории «харам». Писал Ибн Амир аль-Хаддж аль-Ханафи: «Слова «не разрешенное» или равны «хараму», или имеют более широкое значение». См. «Ат-Такрируаат-тахбир» 3/288. Писал Закария аль-Ансари аш-Шафии: «Порицаемое (макрух) иногда может быть назван как «не разрешенное», со стороны именования разрешенным (джаиз) то, что находится посередине (в градации хукмов)». См. «Асна аль-маталиб» 1/285.
Другой пример использования термина «не разрешается» (ля яджуз)у имама аш-Шафии.
Говорит аль-Хатыбаш-Ширбини аш-Шафии, поясняя положение молитвы затмения: «А что касается слов аш-Шафии «не разрешается (ля яджуз) ее оставлять», то их следует понимать как нежелательность (караха - макрух), выраженную в такой форме для дополнительного подтверждения. Так их следует понимать для того, чтобы эти его слова соответствовали его словам в других местах. И порицаемое (макрух) иногда может быть описано как «не разрешенное». См. «Аль-Икна’» 1/189.
Пример использования термина «не разрешается» (ля яджуз) в значении «нежелательно» у ранних шафиитских ученых.
Говорит Абу Исхакаш-Ширази в «аль-Мухаззаб»: «И не разрешается (ля яджуз) ему использовать правую руку для очищения после справления нужды».
Комментирует ан-Навави: «Внешне эти слова указывают на запрещенность (тахрим - харам) использования правой руки для очищения после справления нужды, однако большинство наших товарищей на том, что положение этого - нежелательность, как мы уже упомянули. И поддерживают это слова аш-Шафии в «Мухтасаре» аль-Музани: «Запрет (ан-нахью) использовать правую руку относится к сфере адаба (культуры поведения)». И можно слова автора и тех, кто выразился так же как и он, понять как «не разрешается» в значении «не то, что является дозволенным (мубах)», которое находится посередине градации, между совершением и оставлением, а является нежелательным, совершение которого вернее будет оставить. Это один из двух известных мазхабов в «усуль аль-фикх». Автор использовал выражение «не разрешено» (ля яджуз) так же и в других местах, упомянутое в которых не является запрещенным (мухаррам), и там так же следует применить данный ответ. А если кто-то скажет: «Это не является обычаем в книгах мазхаба», - мы ответим: «Это есть в них, пусть даже в небольшом количестве, и нет препятствия в том, чтобы использовать данную фразу в смысле, соответствующем термину усуль аль-фикх». См. «Аль-Маджму’» 2/110.
Каков смысл слов имама аш-Шафии «не разрешается», написанных им о бритье бороды?
Отвечает шафиитский исследователь, шейх Мухаммад Салим Бухейри: «Я уже объяснил в своих статьях, что аш-Шафии не высказался о запрещенности (харам), как ошибочно поняли это некоторые шафииты, а высказался он о «не разрешенности». Есть разница между словами аш-Шафии «запрещено» и «не разрешается», и о ней известно шафиитам. Поэтому слова аш-Шафии: «Не разрешается оставлять молитву затмения», - означают: не является «дозволенным» (мубах). И так же с его словами о бороде: «не разрешается» значит не является «дозволенным» (мубах) - средним положением в градации между совершением и оставлением».
См.
http://ask.fm/mohamed_salim_behery/answers/138582747669 Как поняли смысл слов «не разрешается», написанных имамом аш-Шафии о бритье бороды, двакрупнейших исследователя мазхаба - ан-Навави и ар-Рафи’и?
Мнение этих имамов имеет особое значение. Именно насчет них объединились последующие шафиитские ученые, что они лучше остальных исследовали слова имама аш-Шафии ипредставителей разных шафиитских школ, лучше знали правила и термины мазхаба, были сильнейшими в определении более сильных мнений внутри мазхаба.
Говорит ан-Навави: «Правильным мнением является нежелательность (порицаемость, караха - макрух) убирать что-либо из нее (бороды) вообще (в каком бы виде это ни было)». См. «Аль-Маджму’» 1/290.
Так же говорит: «Подраздел. Упомянул Абу Талиб аль-Макки в «Кут аль-кулюб», затем аль-Газали в «аль-Ихья» десять порицаемых (макрух) действий, связанных с бородой… Четвертое: ее выщипывание в начале ее появления и уменьшение ее бритвой, желая вида безбородой юности». - Затем перечислил еще 6 пунктов, добавив от себя замечание лишь по последним двум. См. «Аль-Маджму’» 1/291.
Так же писал: «Порицаемым (юкрах - макрух) является… и убирать что-либо из бровей и бороды… и ее бритье и выщипывание, особенно при ее первом появлении». См. «Ат-Тахкык» 51.
Ибн Хаджараль-Хайтами аш-Шафии подтверждает, что таково мнение ан-Навави и передает мнение ар-Рафи’и, называя их «два шейха» разбирая положение о наказании сбриванием бороды: «…А если исходить из того, что это (само по себе бритьё бороды) порицаемо (караха - макрух), в соответствии с тем, на чем два шейха и другие, то не будет основания для запрета (такого наказания), если его посчитает нужным имам». См. «Тухфату аль-мухтаджма’ахауашиаш-Шарваниуа аль-Аббади» 9/178.
Слова трех правоведов из последующих поколений шафиитских ученых, чьи пояснения мазхаба считаются самыми верными и авторитетными.
Говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами: «И передано от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, похоже, с непрерывной цепочкой, что он брал бороду в кулак и убирал то, что было больше. Однако достоверно передано в двух «Сахихах» веление отпускать бороду, то есть не убирать из нее ничего. И этому отдается предпочтение, поскольку это более достоверно. А что касается первого, то его можно понять как разъяснение того, что веление отпускать бороду означает желательность. И это объяснение более уместно, чем объяснение, что это касается тех случаев, когда ее величина превышает обычный размер, потому что явный смысл слов наших имамов - нежелательность убирать что-либо из нее вообще. А заявление, что ее отпускание обезображивает человека, недопустимо. Обезображивает его только лишь оставление ухода за ней». См. «Тухфату аль-мухтаджма’ахауашиаш-Шарваниуа аль-Аббади» 9/376.
Говорит ар-Рамли: «Рекомендуется (желательно) делать пробор в волосах, расчесывать их, расчесывать бороду, и порицается (юкрах - макрух) выщипывание ее и бритьё». См. «Нихаяту аль-мухтадж» 8/149.
Писал аль-Хатыбаш-Ширбири: «Является порицаемым выщипывание бороды в начале ее появления, желая вида безбородой юности». См. «Мугни аль-Мухтадж» 6/144, «аль-Икна’» 2/595.