Евротрип 08 2012: Беларусь-Польша-Германия-Польша-Россия-Литва-Латвия. День 11.

Sep 25, 2012 21:55


Продолжаю публикацию отчетов о летней поездке в Европу. Сегодня будет рассказ о Калининградской области. Об орденской церкви 15 века, о замке Лабиау в центре Полесска, о Тильзите и Немане, о прусской брусчатке и романтическом штормящем море... В качестве бонуса - фотоотчет о переходе русско-литовской границы.

День 11. Калининград - Полесск - Советск - Куршская коса - Клайпеда.

9.35 (3935 км). Выехали их Калининграда. Никаких толковых путеводителей или подробных отчетов по Калиниградской области мы в свое время не нашли, поэтому решили просто ехать в сторону Полесска, где Википедией был общан замок 14 века, а по дороге останавливаться, если что-то попадется.

10.30 (3979 км). Первой попалась полуразрушенная готическая церковь в деревне Тургенево. При ближайшем рассмотрении церковь оказалась не полуразрушенной, а полувосстановленной - в ней явно велись какие-то строительные работы. Помявшись у входа, мы все-таки решили перелезть через мешки цемента и войти. В этот ответственный момент, как водится, появился строитель и поинтересовался, куда это мы собираемся.

Гросс-Легиттенская кирха.



Правда, вместо того, чтобы нас выпроводить, он рассказал о церкви. Это оказалась Гросс-Легиттенская кирха - орденская церковь 15 века. Когда-то она была центром большого церковного округа, находилась под королевским покровительством (про церковь можно много чего еще рассказать - я в ближайшее время выложу все отдельным постом). Сейчас церковь передали лютеранской общине и восстанавливают на пожертвования - большую часть дают немцы, те кто (или скорее чьи предки), когда-то жил на этой территории.

Внутри церкви стоит стенд с фотографиями церкви в разные периоды. Она не была повреждена в войну, но за годы советской власти пришла в полнейший упадок: крыша провалилась, кирпичи растащили... (Честно говоря, это напомнило историю античных храмов на территории, завоеванной варварами, но не буду здесь об этом). В 90-х годах церковь начали восстанавливать. И хотя до завершения реставрации еще очень далеко, в Кирхе уже проводятся службы и даже есть свой маленький орган.



10.48 (3979 км). Отъехали от Гросс-Легиттенской кирхи. Прощаясь с нашим собеседником, мы рассказали ему, что вообще-то едем в Полесск, смотреть на замок 14 века. Он, на наше удивление, преисполнился скептицизма и сказал, что ничего особенно интересного там нет - от замка мало что осталось. Что ж, - подумали мы, - руины замка - это тоже интересно, и отправились по запланированному маршруту.

10.57 (3985 км) приехали в Полесск. Город оказался совсем небольшим и, казалось бы найти там замок не должно было представлять никакого труда. Но ничего подобного. Не обнаружив никаких визуальных ориентиров, мы решили обратиться к местным жителям. Молодой мужчина, гулявший с собакой, был крайне удивлен, что мы сюда приехали за замком, и, как и наш знакомый из Гросс-Легиттенской кирхи, преисполнился скептицизма по поводу значимости этой достопримечательности. "Эх, не понимают люди своего счастья жить рядом с руинами 14 века", - подумали мы. Мужчина же, поняв, что мы от него так просто не отстанем, рассказал, что если все время ехать прямо, то мы в этот самый замок упремся.

Уперлись мы в итоге в площадь с памятником Феликсу Дзержинскому.

Центральная площадь Полесска. Памятник Джержинскому справа, перед оранжевым батутом.


Пошли спрашивать дорогу еще раз. Девушка на наш вопрос удивленно подняла брови и, указав рукой на полуразрушеные бараки (их можно увидеть слева на фото площади), сказала: "Да вот же он!"

И, действительно, подойдя по ближе мы даже увидели указатель.


Замок Лабиау. 14 век. Полесск.


Замок Лабиау. 14 век. Внутренний двор.


11.15 (3985 км). Подепрессировав о судьбах Родины, так и не найдя обещанный Википедией музей в замке, и быстро осмотрев совсем недавно построенный православный храм, своими монументальными формами и белой штукатуркой сильно контрастирующий с остальным городом, мы выехали из Полесска.

Храм Святителя Тихона, Полесск. 2007 год.


12.20 (4033 км). Проезжая поселок Залесье остановились у руин старой церкви. От церкви фактически остились только стены и колокольня. Как нам уже по возвращению в Москву рассказал Гугл, кирха в Залесье построена в 1846 году по проекту Карла Шинкеля. Того самого Шинкеля, который, будучи одним из столпов немецкого "романтического историзма" достраивал Кельнский собор и, улыбка истории, учредил службы охраны архитектурных памятников по всей Пруссии.

Залесская кирха.


Залесская кирха была построена в очень необычных архитектурных формах. Подобных в Европе всего три: Залесская церковь построена по образцу Мировой кирхи в Потсдаме, а потсдамская, в свою очередь, сделана по образу и подобию римской базилики.



Кирхе «повезло» во время боевых действий в ходе наступления советских войск в 1945 году. После войны в ней размещался школьный спортзал, а последние годы кирха стояла заброшенной. Еще в марте у нее была целая крыша. Сейчас крыша провалилась, и храм будет разрушаться еще быстрее. Никаких следов попыток реставрации мы там не заметили.

12.30 (4033 км). Подепрессировав еще чуть-чуть, поехали дальше. От грустных мыслей достаточно быстро отвлекла потрясающе красивая природа и аисты, которые недалеко от Немана живут в огромном количестве.



13.35 (4075 км). Приехали в Советск. Сразу оговорюсь, что Советском этот город стал только после войны. А большинству из нас он известен как Тильзит - тот самый, где встречались Наполеон и Александр I. Сейчас на улицах города Советск и Тильзит живут совсем рядом - как дома конца XIX века и хрущевские пятиэтажки.

Тильзит-Советск. Архитектура конца 19 века и советские панельки.


Посмотрели на Неман, который (опять же, улыбка истории) всегда был границей между Россией и Европой, вот только Россия раньше располагалась на правом берегу, а теперь - наоборот.

Мост королевы Луизы через Неман.


Изначально мы колебались, переходиль ли границу в Советске, или съездить посмотреть на Куршскую косу и перейти границу там. Но вид очереди на мосту Королевы Луизы однозначно говорил в пользу Куршской косы, куда мы и отправились. Надо отметить, что дорога из Советска на Куршскую косу проходит через Калининград, так что фактически нам пришлось проехать через всю Калининградскую область. Расскажу немного о дорогах.

Большинство дорог в Калиниграде остались еще с прусских времен. А это значит, что они узкие и почти (или совсем) без обочин. Адреналина при разъезде с грузовиками добавляют растущие с обеих сторон дороги деревья.

Деревья вдоль дорог местные жители называют "последними солдатами вермахта", потому что они до сих пор уносят жизни людей.


Хотя большинство дорог заасфальтировано, много где еще можно увидеть старую прусскую брусчатку.


С ней, правда, особо не церимонятся, и если она нуждается в ремонте, то просто шлепают на нее заплатку асфальта.


По дороге часто попадаются поселки, по которым видно, что когда-то они были достаточно большими и процветающими городами, с мостовыми, трамваями и красивыми домами.

Поселок Большаково. В левом нижнем углу видны фрагменты трамвайных рельсов.

Поселок Большаково. Ворота, которые когда-то вели в городской особняк.


14.55 (4186 км) Проехали мимо Калининграда.


После Калининграда дорога почти сразу превратилась в автобан. Показалось, что мы единомоментно попали в Зарубежную Европу (так это, наверное, правильно сказать?)


Причем, о Европе на этом отрезке пути напоминает не только автобан (с которого мы вскоре, увы, вынуждены были съехать).

Указатели населенных пунктов имеют абсолютно европейский вид (обратите внимание на силуэт города).


Вдоль дороги можно увидеть кресты - но не как в России, в память о погибших, а как в Польше или Беларуси - в качестве оберега.

У самого въезда на Куршскую косу расположен курортный городок Зеленоградск. Как нам рассказали, калининградцы часто сюда приезжают на выходные, позагорать и искупаться в море.


15.25 (4223 км) Въехали в национальный парк Куршская коса. Это заповедник, поэтому въезд осуществляется только по пропускам или за 300 рублей (через кассу).

КПП при въезде в заповедник.


Ехать по Куршской Косе - одно удовольствие: машин мало, фур вообще нет. По дороге мы остановились посмотреть на дюны - красота невероятная. Романтическое серое штормящее море, чистый белый песок, сосны на заднем плане...

Куршская коса.


16.30 (4273 км) подъехали к границе. Еще перед КПП нас остановили люди в форме и проверили документы. Сразу вспомнилось правило, что в приграничной зоне могут находиться только те, кто собирается переходить границу. Не знала, что это правило до сих пор так строго соблюдается. Впрочем, наши документы и объяснения пограничников вполне устролили, и мы поехали в сторону погранперехода.

Вдали виден российский пограничный КПП.


На самом погранпереходе перед нами было всего две машины. Наши погранцы пропустили нас достаточно быстро.

Российский КПП.


Въезд на литовский КПП.


Литовцы были не так оперативны. Машины досматривали с пристрастием, правда, из наших соседей по очереди никаких проблем ни у кого не возникло. Помимо этого, некоторое время заняла оплата "сбора за экологию" и тот факт, что всех граждан ЕС пропустили перед нами.

17.00 (4273 км) въехали в Литву.

Литва.


С Литовской стороны Куршская коса - это европейский курорт со всей необходимой инфраструктурой.

Курортный городок Нида.


Кстати, о меркантильном: обменников на Куршской косе почти нет. На российской стороне мы видели только один (в первом из трех поселков), на литовской стороне он должен быть в Ниде рядом с почтой, но мы его так и не нашли (правда, не особо старались).

Недалеко от Ниды находится паромная переправа, через которую можно попасть в Клайпеду. Как действует механизм оплаты мы тогда так и не поняли, но никаких терминалов и контролеров при въезде не нашли. Уже в Москве узнали, что билеты на паром продаются со стороны Клайпеды (40 литов за легковую машину в туда/обратно) и на обратном пути наличие билета никто не проверяет.

Вся паромная переправа вместе с очередью на нее заняла у нас минут двадцать пять самое большее.

Паромная переправа с Куршской косы на материк.


18.30 (4326 км) Запарковались у гостиницы в Клайпеде. Клайпеда оказалась очень приятным городом с красивым старым центром и романтической набережной. Долго делать там, на наш взгляд, особо нечего, но приехать вечером, чтобы прогуляться по узким мощеным улочкам и поужинать в хорошем ресторане - отличное дело!

Скульптура Аники (героини национального фольклора) - главная достопримечательность Клайпеды.


Клайпеда. Улица старого города.


Исправлено и дополнено 18.10.2012. За комментарии и пояснения спасибо soullaway, antikumzmeygor.

Обзор всего маршрута и отчеты о других днях нашего путешествия можно посмотреть здесь.

храмы, Литва, замки и крепости, Россия, граница, путешествия на автомобиле, отчеты

Previous post Next post
Up