Сексуальность.Продолжение

Aug 23, 2011 13:53



Далее добрались до основного, до этапов психосексуального развития
их три:
1. формирование полового самосознания(1-5 лет)
2. формирование стереотипа полоролевого поведения(5-12 лет)
3. Формирование психосексуальных ориентаций(12-26 лет)

1-й год жизни.Это период формирования и принятия телесности.Это формирование психосоматических связей. Как мать прикасается к нему,как контактирует с телом.Характерна тесная,малодифференцированная психосоматическая связь.По принципу,скорее,психосоматического единства.
Последствия сенсорной депривации-это высокий психосоматический индекс.
Здесь,видимо,следует пояснить,что такое психосоматический индекс и какое отношение это имеет к сексуальности.
Представьте себе маленького,годовалого ребенка.Как он взаимодействует с миром? Правильно,почти исключительно телесно. Посредством чего возникают эмоции, в дальнейшем закрепляются и осознаются?Первый этап этого процесса-это тоже тело.Т.е. всякие приятные чувства насыщения,облегчения,прикосновения и т.п. ребенок познает телом и ощущает им же.Таким образом формируется тесная связь между психикой и телом.Да она еще недифференцированна,однако само направление,характер связи уже установлено.Так вот,здесь имеет значение уровень,частота,доброжелательность телесных связей ибо именно таким образом закрепляются положительные псхиосоматические связи,что позднее приводит к принятию и одобрению своей телесности.Если мать редко,мало и недоброжелательно-устало контактирует с ребенком,то возникает два базовых отклонения.Первое-это неприятие собственной телесности.Второе-это общее ощущение,что только с помощью сильных сигналов тела можно привлечь внимание значимого близкого.Именно это и называется психосоматическим индексом.Чем более человек реагирует телом("заболевает") на различные стрессы, на лишение матерью значимых для ребенка благ, тем выше психосоматический индекс.

Какое отношение это все имеет к формированию сексуальности? Дело в том,что сенсорная депривация на первом году жизни часто закладывает неприятие своей телесности как чего-то позитивного,безопасного,приятного. А это дает о себе знать на этапе препубертата и пубертата,когда происходит интрапсихическое столкновение со своей телесностью и осознание желаний тела. Второй момент касаемый высокого психосоматического индекса в разрезе сексуальности имеет значение тоже.Здесь сложно сразу привести адекватный пример....мммм...все дело,видимо,в низкой дифференцированности такой связи.В итоге сексуальные по сути желания часто трансформируются в различные недифференцированные неприятные телесные ощущения.Неясный зуд, боли в низу живота и т.п. Лучше всего подобные ощущения иллюстрируют фразы типа "недоеб у тебя дорогая,раз внизу живота что-то болит,тянет,а по гинекологии все в порядке:)

В этом месте я как-то внутренне остановился и озадачился.Разговор и презентация были построены так,что описывали влияние и роль матери,а про отца не говорилось ничего. т.е. совершенно не освещена роль отца в формировании и развитии сексуальности у ребенка 1-го года жизни. Я задал вопрос и получил ответ: роль отца в этом периоде заключается в поддержке и тесной эмоциональной связи с матерью.Его непосредственное влияние на ребенка в этом возрасте не нужно(разумеется,не нужно с точки зрения формирования сексуальности)
Не могу ничего сказать по этому поводу аргументированно,но как-то я озадачился и...стало обидно:) Интересно,почему так и так ли это?

Отдельным блоком Анна Игоревна выделила следующее: для девочки 1-го года жизни важно интроецировать в себя удовлетворенное и удовлетворяющее ее тело матери.По сути это означает идентификацию с женской ролью на уровне телесности.
и вот это мне показалось очень важным, очень верным и вообще ценной мыслью.вот она биологическая основа живой телесности в психике и далее в сексе.Очень важно,чтобы девочка ощущала,что мать довольна,счастлива,когда кормит грудью,что она принимает свою роль и радуется ей.В принципе,в этом смысле важно любое прикосновение,любой телесный контакт женщины с ребенком.Довольна ли она негой тела после секса,или довольна она легкостью тела после бани или еще что-то, в принципе работает все.Ребенок интроецирует это ощущение и оно становится базовой моделью поведения,обращения со своим телом.
Но важен и второй компонент-ребенок интроецирует в себя то,что именно тело матери(тело! и тело ДРУГОГО) приносит ему удовлетворение.В этой точке зарождается много базисных установок,а в разрезе сексуальности важно то,что удовлетворение для себя можно получить посредством другого тела,чего-то вне тебя.
Понятно,что удовлетворенное тело матери-это основа положительной идентификации с женской ролью.
такое вот двунаправленное интроецирование показалось мне очень важным для формирования телесности и последующей сексуальности.

На сегодня хватит:)

профессиональное, гендерное

Previous post Next post
Up