Развившись первоначально из такого понятия как веротерпимость, этика психотерапии предполагает профессиональную нейтральность, занятие некритичной и поддерживающей индивидуальность в ее разных проявлениях, позиции. Немного позже это явление стало общественным, которое ныне либеральная идеология называет толерантностью. Истоки становления современной нам этики психотерапии указывают на основную область ее применения- это специфически оформленные, индивидуальные межличностные клиент-терапевтические отношения. Достигается терпимость и нейтральность пространства терапии прежде всего усилиями психотерапевта, который «убирает» на время терапии свои убеждения, вероисповедание, политическую позицию, отношение к истории, вопросы сексуальной ориентации и половой идентичности. В целом такую профессиональную установку можно считать правильной и необходимой на время проведения терапии, непосредственно в кабинете.
Однако довольно быстро, идея терпимости к инаковости стала общественным и политическим феноменом, выйдя таким образом, за пределы психотерапевтического кабинета. Этот ход исторического процесса определил ряд феноменов, зафиксировать которые и есть цель этого текста.
1. Любая ментальная практика, да и просто регулярно практикуемый паттерн чего угодно, имеет тенденцию к расширению и генерализации за пределы первоначальной области применения. Например, руководитель и начальник, спустя время начинает командовать не только на работе, но и дома. Применительно к обсуждаемой области, можно сказать, что в профессиональном сообществе довольно быстро проявились тенденции продолжать «убирать» разные аспекты своей личности не только из психотерапевтического пространства, но и за его пределами.
2. Пункту №1 помогал и пункт №2. Поскольку терпимость к инаковости стала общественно одобряемым и политическим явлением, то публично заявлять о наличии несогласий и расхождений с продвигаемыми политически и административно нарративами стало небезопасно. Да и смысла в этом особого не было.
3. Итогом стало то, что целая социальная страта- наше профессиональное сообщество, стала общественно, политически, медийно-событийно немой, молчаливой, почти безгласной.
4. Позднейшее общественное развитие и текущие исторические процессы показали, что первоначальную идею о профессиональной нейтральности практически полностью поглотили современные нарративы о толерантности к различным социально деструктивным меньшинствам. А это, в свою очередь, привело к…появлению у психологов и психотерапевтов политической позиции. Значительная часть сообщества вдруг ощутила себя апологетами общественной морали, уже напористо и совсем без терпимости к инаковости насаждая различные либерально ориентированные нарративы и концепты.
5. Фактически теперь можно наблюдать о раздвоении этики в профессиональной среде. Часть профсообщества живет этическим кодексом..ну назовем его, эпохи модерна. Этот кодекс предписывает сохранять нейтральность как в кабинете, так и за его пределами, чтобы не задеть чувства различных меньшинств демонстрацией своей позиции. Вторая часть профсообщества живет уже иной этикой- более напористой и агрессивной, занимающей четкую политическую позицию. То есть кодекс 2-го типа- это этико-политический кодекс. А кодекс 1-го типа( эпохи модерна) можно было бы назвать этико-Аполитическим.
Вывод: Все это сильно меняет ситуацию как внутри профсообщества, так и снаружи, формируя из профсообщества пока еще рыхлую, нецеленаправленную и до конца себя не осознающую политическую силу.