Первый день
Чёрное
Утром (в 5 утра) 22 июня мы приехали в Москву. Я предложил сразу поехать в Звёздный на электричке, что организаторы конференции
«Новые материалы и технологии в ракетно-космической технике» обещали автобус (на 40 человек) в 8 часов от ВДНХ (Музея космонавтики).
Ребята решили ехать к автобусу. Мы попали к музею слишком рано, поэтому погуляли в парке около ракеты, Циолковского, Королёва, других космонавтов и конструкторов.
Трава и лавочки была мокры от росы, но свежести в воздухе не хватало, не было даже лёгкого ветерка.
Дождавшись времени прибытия автобуса, мы нашли людей, которые тоже ждали автобус, но… Но оказалось, что вместо автобуса приехал микроавтобус на 8 человек (без водителя).
Сергей (как выступающий) поехал в ЦПК, а мы сделали крюк в многолюдном метро (уже начался час пик!) и поехали на монинской электричке (1 час 10 мин до «Циолковской»).
Очень жаль, что потеряли время.
В Звёздный прошли без проблем, в корпусе «с Гагариным» получили раздаточные материалы и (уже после открытия конференции) оформили командировки.
Здесь тоже были нарекания к организаторам, регистрация проходила очень долго, выступления на открытии были блеклые, В. А. Давыдов из Роскосмоса сам не приехал, нам всего лишь зачитали его «привет».
Потом шанс всё исправить был у О. А. Сапрыкина (ФГУП «ЦНИИМаш») докладом «Перспективы развития пилотируемой космонавтики» - но это оказался один из самых скучных докладов на данную тему, услышанных мной за много лет…
И приветствие с борта МКС, записанное заранее, не исправило ситуацию - текст радиограммы (как обычно) был бездарно написан. Помню, как
Михаил Тюрин в свой крайний полёт возмущался по поводу всех подобных «приветов» и «поздравлений» с орбиты - насколько канцелярским, «нечеловеческим» языком они написаны.
Олег Валериевич Котов (фото ЦПК)
Единственно, порадовал
Олег Котов, заместитель начальника ЦПК - выступил коротко, но живо.
Потом был студенческий фильм «О 108 минутах Юрия Гагарина» - нечто бездарное. Соединив в фильме архивные кадры первого полёта и множество плохого качества интервью у студентов, музыкантов, преподавателей - они создали чудовищный, минут на 20, фильм, с отвратительной звуковой дорожкой. Смешно, что организаторы объявили, что фильм будет идти 1,5 часа, а шёл он минут 20 - из которых значительную часть составляли титры с перечислением спонсоров.
Ребят, снимавших этот «фильм», назвали молодёжной инициативой торгово-промышленной палаты РФ по развитию авиационно-космического комплекса.
На сайте ЦПК
вывесили пресс-релиз об открытии.
После обеда мы разделились на три секции. Мы все пошли
на вторую, куда записали Сергея Чураева. Для выступлений выделили зал рядом с макетом станции «Мир» и тренажёром «Выход-2». О тематике выступлений расскажу отдельно.
Поселили нас в гостинице «Космос», которая находится на технической территории ЦПК. Там размещаю гостей Центра и детей, которые приезжают на
«Выходные в «КОСМОСЕ».
Кормили нас централизованно в столовой космонавтов, что рядом с гостиницей - правда, блюда, что нам подавали, не отличались оригинальностью и особыми вкусовыми качествами. Стоимость питания входила в стоимость участия в конференции (всё это оплатили командировавшие предприятия).
Вечером был торжественный ужин. По плану после него должна была быть «образовательно-демонстрационная программа», я предвкушал научно-популярную лекцию о космонавтике…
Но, организатор сказал, что на торжественный ужин предусмотрены алкогольные напитки и поэтому после ничего не будет - просто свободное время.
Ужин был вкусный, но я наелся холодными закусками, когда подали горячее я уже ничего есть не мог, упомянутые напитки я не пил - поэтому ушёл с банкета первым.
Вечером Вера, Сергей и Максим под пиво обсуждали и правили презентацию Сергея, я же ушёл гулять.
Вернувшись, лёг пораньше и долго не мог уснуть. В коридоре смеялись и кричали молодые космические специалисты со всей страны, но за рамки, к счастью, они не вышли.
В презентацию я успел внести свою лепту: у нас не было выхода в Сеть, а ни у кого не было фото или рисунка кактуса, который ребята хотели поставить в конце (наша система мягкой посадки называется «Кактус 2В») - в итоге я залез в единственную игру на своём ноутбуке Plants vs. Zombies и вырезал оттуда кактус. :)
Белое
Ребята на конференцию приехали со всей страны. Молодые. В среднем, как мы прикинули на глаз, 25 лет. По условиям организаторов верхней планкой был возраст 35 лет.
Очень много участников было из Сибири, преимущественно спутникостроители (просто огромное количество докладов было по гироскопам!).
Небольшой осадок остался от факта, что наша группа из института оказалось самой низкооплачиваемой (не везёт мне с этим). Но с другой стороны, хорошо, что молодёжь в космической отрасли поддерживают. Мне вспомнилась статья Дмитрия Пайсона в «Компьютерре» -
«Космическое поколение», №8 (532) от 2 марта 2004 г.
Молодые специалисты братались, чуть позже появилось предложение создать группу «Вконтакте» - специально для последующего общения участников (я пас).
Моя поездка в Звёздный, столь неожиданная, дала мне возможность провести свою «собственную программу» - в первую очередь встретиться с Аней (
1ara_cr0ft).
В среду был сильный ливень, но к вечеру он стих. Я пораньше ушёл с банкета и мы пошли гулять. В ЦПК многое изменилось. Поставили новый забор, расширив территорию ЦПК, усилили «безопасность», но это не помешало нам гулять - ведь мы были внутри.
Меня пробирала ностальгия, когда мы шли по дорожкам в технической зоне, потом вернулись в учебную, дошли до полуразрушенного здания для Бурана, которого уже нет - рядом стоял только кусок корпуса макета. Внутри, среди мусора и ржавых остатков прятались от моросящего дождя собаки - мы их встревожили, но ненадолго.
Нас с Аней не покидал сюрреализм происходящего - глубоко внутри сидит память о закрытости и секретности ЦПК, а мы гуляем, словно в другой реальности. А она действительно другая.
У Ани в общежитии на стене висит космический плакат, подаренный мной - купленный в ЦПК достаточно давно. Прошло несколько лет и Аня стала сотрудницей ЦПК.
Мечты сбываются - только бывают очень трудные мечты…
Продолжение.