«Звёздный десант» - отчёт

Apr 08, 2006 12:34

Фотоотчёт здесь.

День первый - поезд

Упаковка продуктов заняла много времени, но в нужный момент мы уже были на Павелецком вокзале. Погрузка в вагон прошла успешно, спасибо наши ребята сразу вошли в процесс. Провожала нас адмирал Папарацци. Разместились мы нормально, я, Док и Инна в одном купе. Путешествие по Приволжской железной дороге на поезде «Москва-Астрахань» было забавным. Из-за наших соседей в основном, как мне кажется.
В первые же два часа я «загрузил» милиционера из дежурного наряда информацией о солнечном затмении, а он как раз держал в руках огромную бутылку водки, конфискованную у наших попутчиков, подростков старшего школьного возраста.
- И вы едете только ради этого? - удивился страж порядка, - я думал у нас этим уже никто не интересуется.
- Интересуются. В этом поезде и вторая школьная экспедиция едет из московского дома детского творчества, - ответил я. Но вот пересечься с ними на той неделе мы так и не успели, к сожалению.
С утра я начал знакомиться с нашими детьми. Оказалось, что Зоя везёт с собой распечатки участков звёздного неба и тот же номер журнала «Наука и жизнь», что и я (№1). Ярослав и Миша взяли спиннинги в надежде наловить в Волге рыбы. Иван всё время носил на шее приёмник GPS, чем сразу заслужил должность навигатора. Лучшим рисовальщиком оказалась Оля, но это далеко не все её творческие способности. Ребята в целом оказались интересными.
Мне даже удалось поиграть с ними в шахматы и шашки, ну и в «мафию» разумеется. :)

День второй - снег

В Астрахани нас встретил наш проводник Женя, большой любитель астрономии. Буквально большой. :)
Мы очень обрадовались, что в окна поезда под Астраханью не стало видно снежного покрова, как на почти всём пути. Но радость была прервана уже в автобусе на пути к Кировскому. Вдруг Оля заметила мелкий снег. Сначала мы не придали этому значения, но вскоре земля вокруг стала белой… Я даже рассмеялся в какой-то момент.
Лагерь мы ставили почти в экстремальных условиях, если сравнивать с ожиданиями. Палатки разворачивались прямо на снегу. Но к вечеру он всё-таки растаял и больше не беспокоил нас до конца путешествия, пока мы не вернулись в Москву.
Местность, в которой мы остановились, нельзя назвать радостной. Степь в Дельте Волги поросшая травой с репейниками и островками из тамарикса (кустарник). Вдоль реки растёт лох серебристый, этакие кривые деревья с огромными шипами. Там мы и разбили свой лагерь. Очень сложно пришлось с дровами. Первейшим делом каждый день был их поиск. Лох и тамарикс очень быстро горели, а ветер не давал теплу удерживаться. Кипяток для чая стал стратегическим ресурсом. Хорошо, что был термос.
Женя привёз телескоп, но в первую ночь небо было затянуто облаками. Спать мы легли пораньше, ведь день был трудным.

День третий - разведка

После завтрака вся команда поделилась на три части. Зоя, Слава и Ярослав остались с Женей заниматься рыбалкой, правда, они очень быстро порвали спиннинги, зацепившись крючками за сети браконьеров. Ещё две команды отправились на разведку местности. В одну сторону пошли Саша, Даша, Паша, Ян и Сергей. В другую Роберт, Иван, Миша, Александр и Оля. У каждого отряда были карта, компас, приёмник GPS, рация, дежурный сотовый и тетрадь для зарисовки плана местности. Рекогносцировка была выполнена хорошо, ребята справились.
Я в этот день опробовал самосбросы и тёплый полар, данных мне в Москве адмиралом Папарацци. Удобно. :)

Перед ужином мы чистили на берегу реки рыбу, чтобы потом пожарить. Кроме нас с Инной, смелыми оказались Александр и Ян. Значит, дело было так, рыба ещё живая лежит в воде, продетая насквозь леской, а мы берём её по одной и скоблим ножами на дощечках на бережку. А тут мимо проплывает большое судно, что-то вроде баржи. Мы-то привыкли, что проносящиеся мимо моторные лодки и катера создают волну, но не столь страшную. А тут баржа! Мы с Инной инстинктивно хватаем свою рыбу и отскакиваем от кромки воды. А Саша с Яном просто встали и зачарованно уставились на баржу. Тут до меня дошло, что они не понимают ситуацию, и я начал что-то кричать, но было уже поздно. Огромные (относительно) волны ударили о берег, унося дощечки и рыбу парней. Наконец-то они поняли свою ошибку и начали вылавливать из воды всё, что начало смывать. Кажется, одна рыба уплыла, а другую Ян пригвоздил к песку своим ножом. К счастью, он был в сапогах и вовремя спас почти всю нашу рыбу. А её вполне могло смыть. :)

Днём светило солнце и было тепло, но стоило его диску опуститься за горизонт, как температура быстро падала и нужно было срочно одеваться потеплее.
Женя приготовил телескоп для наблюдений и сказал:
- Я тут книжку принёс по астрономии, если кто хочет почитать..
- Я! - Зоя радостно схватила книгу и…
- Я не чайник... - разочарованно продолжила она, посмотрев на обложку.
Это была «Астрономия для чайников» Стивена П. Марана, «доктора философии».
Ночь в понедельник была волшебной. Мы сделали первый замер по всемирной программе по измерению засветки “GLOBE at Night” (http://www.globe.gov/gan/).
Созвездие Ориона было прекрасно видно, хотя я доверился при оценке глазам Зои, мои для этого негодны. Мы поставили максимум - 7. Отправив свои координаты и данные Папарацци в штаб.
Эта ночь была главной в наших наблюдениях. Мы смотрели в телескоп-рефлектор системы Ньютона с диаметром объектива 200 мм.
В созвездии Ориона нам удалось посмотреть Большую туманность Ориона (БТО), состоящую из водорода подсвечиваемого молодыми звёздами, рождёнными в этом облаке. Туманность выглядит раскинувшей крылья бабочкой жемчужного цвета.
В созвездии Тельца мы смотрели звёздное рассеянное скопление Плеяды (250 звёзд окружённых газопылевой туманностью). В ковше было семь ярчайших звёзд, названных в честь дочерей мифических Атласа и Плейоны: Альцеона, Целена, Майя, Тайгета, Астеропа, Меропа и Электра.
Ну лично я ещё Гиадами любовался. :)
На Млечном пути рассмотрели два рассеянных скопления в Персее.
А вот в созвездии Лиры наблюдали планетарную туманность «Кольцо» (М57). Я сравнил её с пончиком. :)
В Большой Медведице увидели спиральную галактику М82. В созвездии Геркулеса посмотрели красивое шаровое звёздное скопление М13, а в созвездии Змеи М5 (10000 звёзд).
Также мы сравнили цвет звёзд. В созвездии Лиры нашли голубую Вегу (вспомнил «Туманность Андромеды»), а в созвездии Скорпиона кроваво-красный Антарес.
Это была замечательная ночь для наблюдения планет. Нам очень повезло.
В созвездии Рака мы смотрели Сатурн с видимым тёмным экваториальным течением. Вокруг диска планеты красовалось знаменитое кольцо с щелью Кассини. Кроме того, были чётко видны 2 спутника, а именно Титан и Рея.
Марс был виден в созвездии Тельца (над Гиадами) в виде маленького красноватого диска без подробностей.
Юпитер после полуночи был виден в созвездии Весы. На крупном диске мы обнаружили розовое пятно на экваториальном течении. Большое красное пятно, которое астрономы наблюдают уже 300 лет.
Кроме всего прочего, всю ночь мы наблюдали одиночные метеоры.

Стало холодно и телескоп покрылся ледяной корочкой…

День четвёртый - игра

Дети сами приготовили завтрак, хотя без сгоревшего какао не обошлось. :)
День большой игры. Вновь две команды. 1. Саша, Даша, Паша, Ян, Слава и Сергей. 2. Роберт, Иван, Миша, Александр, Зоя, Ярослав и Оля. При помощи координат приготовленных доком и приёмников GPS ребята собирали звёзды. Одна команда семь звёздочек из Большой Медведицы, вторая из Ориона. А также «звёзды поля», отдельные яркие светила с ночного неба. Задание было выполнено быстрее, чем мы ожидали. :)
Затем пришла очередь творческого задания. Каждая команда придумала своё название созвездия и легенду, достойную для увековечивания на небесах.
Получились две забавные постановки, которые я заснял на фотокамеру Паши.

Из шуток этого дня.
Перед игрой:
- Кто не рискует, тот не пьёт шампанского, - сказала Саша.
- А кто рискует, тот и чая не попьёт, - ответил Сергей.

Ребята после соревнования шумно идут и решают, чем бы заняться: поспать или сразиться в ДНД.
Инна:
- Ребята, кто не спать, идите на дрова!
- Ну, мы спать, - разочарованно протянули парни и повернули к палатке.

Вечером я, Александр и Ян чистили рыбу (купленную у местного рыбака) на берегу реки. А рядом стояли Саша, Оля и Даша и отчаянно храбрились. А за день до этого они с криками убежали, увидев кровь…

Ночь пришла сказочная, только облака затянули небо, а туман накатился со всех сторон. Тем не менее, мы успели посмотреть на двойную звезду в созвездии Большой Медведицы - Мицар и Алькор. По этим звёздам в ручке ковша в древности проверяли зрение. :)

Уже ночью нас встревожил ритмичный нарастающий шум. Когда я вышел на звук к берегу, то увидел, как мимо проскакал табун лошадей…

День пятый - солнечное затмение

Всю ночь и утро Женя переживал больше всех. Но после завтрака облака развеялись. И настроение поднялось. Мы то знали, что в Москве было холодно и тучи закрыли небо. А у нас солнышко и тепло. :)
Вот только доктор Гу заболел... А следом и капитан Инна. :(
На затмение выехали заранее. Женя отвёз нас на своей машине за два подхода. Расположились мы на кромке поля у Кировского, вместе с астрономами-любителями с http://www.astronomy.ru/forum/.
Примерно в 14.12 по московскому времени началась частная фаза затмения. Мы смотрели, как Луна наезжает на Солнце через тёмный светофильтр, через плёнки любезно данные нам одним астрономом и через лично закопчённые стёклышки (почти у всех детей потом были измазанные носы).
Полная фаза началась в 15.24. Но за 30 минут многие из нас (и я) закрыли глаза, чтобы лучше видеть корону.

Затмение (моё фото)

Потом, судя по крикам астрономов, мы поняли, что полное затмение началось и открыли глаза. Конечно, чётки Бейли или протуберанцы без оптики с фильтрами я увидеть не мог, но яркие лучи короны, вытянутые вдоль плоскости эклиптики, были очаровательны. Наступили сумерки, как на закате. По линии горизонта горела заря. Стало достаточно темно и холодно (температура в тени упала с 14 до 7 градусов Цельсия). Поднялся ветер (усилившись где-то на 5-6 м/с). Было видно Вегу. Я успел сделать всего несколько снимков, как уже луч солнца в 15.27 ударил мне в глаза. Стало светло, но ощущение было, что это не натуральный свет, а как от ламп дневного света. Тени были размытыми с одной стороны и чёткими с другой... Кажется, Ярослав заметил это первым. Дети были восхищённые до предела, как конец света увидели, говорили они. Зоя, та совсем светилась от счастья! Такое многие и не увидят за всю свою жизнь.
Доктор Гу наблюдал затмение из лагеря. Он красочно описал реакцию птиц и коров. Они испуганно замерли, замолчав...
Мы ехали ради этого и оно случилось. Полное солнечное затмение. :)
Последняя ночь в лагере ознаменовалась заревом от горящего камыша на берегу Каспийского моря, звёзд мы толком посмотреть не смогли. Дым закрыл небо.

День шестой - отъезд

Свернув лагерь, наша дружная команда уехала в Астрахань, не без приключений. В планетарий сходить не получилось, но была экскурсия по кремлю, хотя я остался на вокзале дежурным.
Ночь мы провели там, а наутро уехали в Москву. На этом всё. :)