В ожидании большого пополнения атомных подводных сил ВМФ РФ в текущем году.
Под "большим пополнением" имеется в виду ни много ни мало, а три крейсерских и одна большая (итого четыре!) атомных подводных лодки, которые отечественный судпром намеревается передать ВМФ до конца 2015 года. Если на минуточку забыть о том, что речь идёт о завершении ремонта, а не постройки, может показаться, что для судостроительной отрасли снова настали счастливые восьмидесятые. Впрочем, эти лодки так долго не мелькали в военных новостях и так хорошо стёрлись из памяти, что невольно будут восприниматься как вновь построенные и как подарок судьбы - с их "неожиданным" появлением боеготовых многоцелевых АПЛ станет вдвое больше (50% вместо 25%).
Использованы фотографии с forums.airbase.ru и submarines.narod.ru
ПЛАК СФ К-335 "Гепард" усовершенствованного проекта 971 (встречаются индексы 971.1 и 09711) - самая молодая после "Северодвинска" из наших нестратегических атомных лодок, прибыла в СРЗ "Нерпа" (Снежногорск), скорее всего, в 2013 г. Есть подозрение, что причиной "госпитализации" стала навигационная авария, в результате которой были повреждены рули, гребной винт и линия вала.. Есть фото, сделанное в январе 2013 г., на котором "Гепард" стоит в плавучем доке ПД-50 .82-го СРЗ без винта, горизонтальных рулей и с верхним вертикальным рулём, у которого обломан нижний край (
ссылка 1,
ссылка 2).
Судя по тому, что говорит в своём интервью директор "Нерпы" А. Оганян (
ссылка 3), а рабочие - на заводской странице ВКонтакте (
ссылка 4), ремонт главной линии вала оказался той непростой задачей, с которой не смогли справиться в Росляково, но справились в Снежногорске, применив неординарное технологическое решение. В целом, проведённые на "Гепарде" работы руководитель предприятия классифицирует как расширенный доковый ремонт, а передача лодки Военно-морскому флоту запланирована на 30.10.2015 (т. е. на завтра) - день 30-летия 24 дпл.
ПЛАБ СФ Б-336 "Псков" пр. 945А вне игры с 2011 г. По словам директора "Нерпы" завод столкнулся с известными техническими сложностями, т. к. впервые в его истории пришлось изготавливать и монтировать титановые конструкции. Для этого был построен специальный участок, поскольку работа с титаном требует особого помещения с повышенными требованиями по чистоте. Стоимость работ по "Пскову" с последующим трёхгодичным МРС составила около 2,5 млрд. руб., а передача Б-336 флоту состоится, по одним данным, в конце октября (?), по другим - в конце года.
ПЛАК ТОФ К-331 "Магадан" и К-419 "Кузбасс" .пр. 971, восстанавливающие техническую готовность в ДВЗ "Звезда" с 2012 (?) и с 2009 г.г. соответственно, согласно сообщению Интерфакс-АВН от 21.05.2015 (с подачи ВПК -
ссылка 5), должны быть переданы заказчику до конца ноября с. г. вместе с "Томском" и "Рязанью" (в единый месяц приёмки военно-морской продукции?). По версии Министерства обороны, опубликованной неделю спустя, Тихоокеанский флот в этом году пополнится только двумя лодками - "Рязанью" и "Кузбассом" (
ссылка 6). Как бы то ни было, но даже три (даже два) "новых" многоцелевых атомохода будут отличным предновогодним подарком для всех, кто болеет душой за ВМФ РФ. ■
P.S. .Ещё одна цитата из интервью А. Оганяна: "Сейчас завод работает над планированием на 2016-2017 годы и решает вместе с флотом вопросы размещения следующих заказов. Наши предложения уже находятся на рассмотрении в Главкомате ВМФ. Первая ПЛА "Вепрь" уже размещена на территории предприятия (21.08.2012 - А.Ш.), на её базе планируем построить линейку заказов этого проекта. Производственная программа по их ремонту расписана до 2020 года. Уже известно, какие лодки пойдут в ремонт друг за другом" (конец цитаты). С учётом того, что "Леопардом" и "Волком" уже занимается головная "Звёздочка", обременённая к тому же тихоокеанскими "Братском" и "Самарой", а также "Карпом" и "Костромой" пр. 945 (в подвешенном состоянии), на долю "Нерпы" остаются "Тигр" и "Пантера" (сначала, разумеется, "Тигр").. Наверное, пришло время рисовать график работ и по "Щукам-Б" (a la
ссылка 7).