Вы прошли через врата Лхасы, где завершается путь искателей истины?
Н. Рерих
Тибет» по-тибетски - Бё (Пё)
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры -
Индией и
Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что
тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в
сино-тибетские языки вместе с
китайским и
бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей. Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками. Неолит датируется VI тыс. до н.э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй - близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века
Более детально тибетская история известна c
VII по
XI век, когда империя распространялась от
Бенгалии (и Индийского океана) на юге до
Монголии на севере. В период максимального могущества в империю входила также территория, которую занимают сейчас
Бангладеш,
Ассам,
Бутан,
Аракан.
Тибетцы -
монголоидный народ, населяющий
Тибет и говорящий на
тибетском языке сино-тибетской группы языков. Численность: 4,59 млн чел. Верующие - преимущественно
буддисты. Предки тибетцев с незапамятных времен обитали в бассейне среднего течения
реки Цангпо. Письменность со своим алфавитом на основе
санскритского с
VII века.
Всемирную славу, уже во 2-й пол. ХХ в., получила тибетская народная медицина. Впрочем, она является одной из древнейших в мире. Ещё в VIII в. врач-ученый
Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составил обобщенную книгу по лечению Четыре Тантры Лечения, дополнения и популяризацию которой осуществили последователи учителя. Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической - применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства - ок. 40 видов животных и ок. 50 минералов. Основу тибетской медицины составляет учение о 3 ньепа («виновниках»)
- лунг (Вайли: rLung) - ветер
- три (Вайли: mKhris-pa) - желчь
- бадкан (Вайли: Bad-kan) - слизь
Тибетский автономный район в составе
Китая
Тибет, как его обозначают тибетцы в изгнании
Область Тибета, как её обозначает Китай
Область, оспариваемая Индией как часть
Аксайчина
Область
Индии, оспариваемая Китаем как часть
ТАР
Области в рамках культуры Тибета (исторически)
Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей - «ветра», «желчи», «слизи». Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, диететике. В основу терапии было заложено использование природных средств растительного и животного происхождения (до 1000 наименований лекарств): «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства». Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.
Потала (фото
oldkurik)
Третий глаз Тибетская медицина не осталась в стороне от попыток раскрыть сверхъестественные способности человека. Прежде всего, это касается ясновидения и, в частности, умения видеть биополе больного. Ламы-врачеватели утверждают, что по характеру и оттенку этого излучения можно судить не только о состоянии здоровья человека, но и о его душевных свойствах, добрых или злых намерениях, искренности или коварстве.
В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы. И задались целью открывать «третий глаз» искусственно. Отобранному по особым признакам монаху делают операцию, нередко сопряженную со смертельным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти. Выявлением сверхъестественных способностей человека особенно много занималась секта «красных шапок».
Примечательно,
что во всех религиях мира практические пути к этому вомногом совпадают. Чтобы сдвинуть крышку над таинственной кладовой подсознания, человек должен пройти суровую психофизическую тренировку, своего рода школу самосовершенствования. Формы ее всюду одни и те же: молитва, пост, отшельничество. Этими приемами пользовались и русские старцы в Оптиной пустыни, и махатмы в Гималаях. Есть своя логика в том, чтобы испытать нравственные устои человека, прежде чем раскрыть его потенциальные возможности, дабы он не употребил их во зло. Но «смирять себя молитвой и постом» - средство, а не самоцель. Если считать буддизм наукой, то тибетская йога - это технология. Это инструмент, помогающий проложить дорогу к цели, однако отнюдь не сама цель.
Монастырь Гонден. (фото
oldkurik)
Click to view
Монастырь Шалу близ Шигатзе, принадлежащий секте «красных шапок», известен как место отшельничества. Как здесь считают, это кратчайший путь от хатха-йоги, то есть от умения владеть собственным телом, к кундалини-йоге, то есть к способности управлять психической энергией.
Монаха на три года, три месяца и три дня замуровывают в пещеру. Оставляют лишь отверстие, равное по ширине расстоянию между большим и средним пальцами руки. По этому лазу раз в сутки проталкивают воду и цзамбу (рассыпчатое тесто из ячменной муки и чая). К концу срока лама должен проявить три сверхъестественные способности.
Во-первых, «сжать плоть», то есть выбраться наружу через узкий ход, достаточный вроде бы лишь для кошки. Во-вторых, «умножить жар», то есть усесться на обледенелую ячью шкуру и высушить ее своим телом. Наконец, в-третьих, «убавить вес», то есть достичь состояния «дхадли сидхи», или первой ступени левитации.
Красный коридор в Шамбалу. (фото
oldkurik)
Сидя в позе лотоса, лама каким-то необъяснимым способом отрывается от земли. Хотя ноги его остаются скрещенными, он начинает подскакивать с возрастающей амплитудой, словно шарик для пинг-понга.
Способность делать свое тело почти невесомым необходима, чтобы совершить религиозный подвиг, именуемый «арджоха» (бег-полет). Нужно, едва касаясь ногами земли, пробежать от Шигатзе до Лхасы. Между этими двумя городами триста тридцать километров, то есть несколько марафонских дистанций.
Подвижник отправляется в путь в полнолуние. Бежит в трансе две ночи и день. Считается, что дорогу ему выбирает подсознание, используя «третий глаз». Встречным предписывается падать ниц и ни в коем случае не выводить бегущего из забытья. В лхаском храме Джокан есть служитель, обязанный заверять совершение «арджохи» специальной печатью.
Click to view
Click to view
Click to view
Ламаисты считают, что, подавляя в себе желания, погружаясь в медитацию, можно замедлять жизненные функции организма. Высшая ступень на этом пути - состояние «самадхи», при котором человек способен остановить сердцебиение и дыхание. Самый наглядный пример - способность находиться под водой четверть часа. Лам в состоянии «самадхи» на целую ночь закапывают в землю - дабы они побывали «по ту сторону смерти».
Тибетцы убеждены, что, кроме ясновидения, телепатии, левитации, можно обрести и умение становиться невидимым. Последнее особенно трудно, так как требует полной остановки умственной деятельности, ибо работающий мозг излучает телепатические волны. По представлениям тибетцев, все эти способности, ныне утраченные людьми, сохранил лишь йети - снежный человек. Потому-то он всегда так загадочно исчезает.
В
Cabinetmagazine большая статья, посвященная левитации.
Впервые оказавшись в Лхасе, иностранец мог огорчиться, увидев, что человек, с которым он так приятно общался накануне, при новой встрече показывал язык. По незнанию обычное проявление вежливости принималось за хулиганство, а ведь именно так приветствовали друг друга воспитанные тибетцы. Хорошие манеры давались нелегко: в богатых семьях детям приходилось терпеть жесткое, граничащее с жестокостью отношение со стороны домочадцев. Тибетские аристократы придерживались мнения, что простолюдин хотя бы в юные годы имеет право на снисходительность и доброту окружающих, поскольку в будущем его ожидает нелегкая жизнь. Отпрыск знатного рода, наоборот, в дальнейшем будет пользоваться всеми благами, поэтому должен воспитываться в суровых условиях.
Е. Н. Грицак "Тибет" (серия Памятники всемирного наследия):
Жители Тибета не отличаются гостеприимством, но, если путнику посчастливилось войти в чужой дом, хозяин предлагает гостю комнату или угол, шкуру барана на случай, если ночью температура упадет ниже нуля, и, конечно, чай с маслом - живительный напиток, без которого невозможно представить местное бытие. В местности, где извечно не хватает пищи, напитком является чан - некрепкое ячменное пиво, тогда как чай скорее напоминает суп.
Китайцы снабжают им Тибет с незапамятных времен, поэтому
его производство и доставка налажены гораздо лучше остальных продуктов. Тибетский чай трудно назвать напитком; этот питательный продукт один из немногих в местной кухне требует длительной варки. Ранним утром у каждой хозяйки бурлит на очаге большой котел. Женщина бросает куски чая в кипящую воду, добавляет соль, питьевую соду или буру. Доведя массу до кипения, она дополняет ее шариками осветленного ячьего масла и не снимает с огня в течение нескольких часов. В таком виде чай обретает высокие питательные свойства, а после смешивания с поджаренной мукой становится полноценной пищей. Тибетский кирпичный чай представляет собой необычный продукт. В брикетах содержится смесь обычного, сухого листа с веточками, содой, селитрой и некоторыми другими компонентами.
Монастырь Самье. (фото
oldkurik) знаменитый религиозно-философский
диспутом, определившем судьбу буддизма в Тибете. (примерно в
790 г.)
Click to view
Тибетский брак
Тибет - одно из немногих мест на земле, где издавна существовала традиция многомужества. Объясняется это, прежде всего, экономическими причинами. Для бедных семей - это способ сохранить под родительским кровом всех сыновей, заплатив калым лишь за одну невестку (
полиандрия , от поли и греч. aner, родительный падеж andros - мужчина, муж). А главное - избежать раздела семейного имущества, что сулило бы разорение большинству тибетцев. Официально женился только старший брат, наследник родового имущества, дома, пастбища. Вскоре после свадьбы невестка делила ложе со свекром, а затем к браку присоединялись младшие сыновья. Вопрос об отцовстве никогда не поднимался: общая жена становилась матерью детей, которые относились к семье, а не к ее представителям. При всей спорности самого явления, тибетская полигамия имеет немало положительных сторон. Одна из них выражается в равноправии полов, уважительном отношении к женщине, что на Востоке бывает крайне редко.
Младшие сыновья, по мере того как они подрастают, тоже присоединяются к этому браку. Естественной считается и связь свекра с невесткой. Вопрос об отцовстве никогда не встает. Есть лишь общая мать, ибо все дети в семье рождаются из одной утробы. А когда мальчики станут юношами, им опять-таки возьмут одну жену на всех.
Групповой брак может иметь и другую форму. Когда у состоятельных родителей есть несколько дочерей и ни одного сына, им сватают общего мужа (полигамия). Но в этом случае зятя усыновляют, а матерью всех внуков считается старшая дочь. Если же замуж выходит вдова, то ее дочери становятся женами своего отчима, однако их дети все равно становятся потомством хозяйки дома.
Традиции многомужества и безбрачие монахов издавна создавали в Тибете избыток женщин при нехватке мужчин. Это вызывало обостренную конкуренцию между девушками и сформировало в обществе благосклонное отношение к добрачным связям. Если незамужняя тибетка беременеет, отец ребенка трудится в ее семье две недели до и две недели после родов. Затем родители девушки с благодарностью провожают его и причисляют младенца к собственным детям. А отец уходил, зная, что больше никогда не увидит ребенка.
Многие тибетки носят ожерелье из нанизанных на ремешок серебряных монет. Принято считать, что каждое из них - любовный сувенир. Если монет мало - значит, девушка не пользуется вниманием мужчин и сосватать ее трудно. Знакомство же с чужестранцем, видимо, особенно ценится, ибо обозначается в таком монисте коралловым шариком. Не зря Марко Поло заметил в своей книге, что отправляться в Тибет нужно молодым.
продолжение темы в
Истории монаха.