Битва при Карансебеше

Mar 30, 2016 22:53


В 1787 году императрица Екатерина II совершила триумфальную поездку по Крыму в сопровождении представителей иностранных дворов и своего союзника, императора Священной Римской империи Иосифа II, путешествовавшего инкогнито. Это событие сильно всколыхнуло общественное мнение в Стамбуле, возникли реваншистские настроения, подпитанные заявлением британского посла, что Британия поддержит Османскую империю, если она начнёт войну против России. Сиятельная Порта планировала в этой войне вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе I Русско-Турецкой войны 1768-1774, а также присоединённый к России в 1783 году Крым.
Турция, пользуясь поддержкой Великобритании, Франции и Пруссии, выдвинула ультиматум Российской империи с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии, а также добивалась от России разрешения на досмотр кораблей, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 августа 1787 года Османская империя, получив отказ, объявила войну России.
Иосиф II сообщил своему канцлеру Венцелю Кауницу, что Австрия обязана будет вступить в войну, чтобы выполнить свои союзнические обязательства и оказать помощь своей союзнице в лице Российской империи и императрицы Екатерины Алексеевны.
Так начались II Русско-Турецкая война и Австро-Турецкая война (1787-1791).
Иосиф II стал собирать войско для большого похода на Балканы, набрав большое количество добровольцев из Сербии и Трансильвании, но его первоначальные успехи были лишь локальными. Австрийцы теряли тысячи убитыми, ранеными и больными от малярии, поскольку их лагерь в Белграде располагался на болотистой местности. Даже Иосиф II чувствовал себя недостаточно хорошо перед генеральным сражением с турецкими войсками, к которому были подготовлены 100 тысяч человек. В окрестностях города Карансебеш всё же состоялась битва, но она приняла неожиданный оборот, войдя в историю как идиотически курьезная, битва при Карансебеше.
Армия австрийцев насчитывала 100 тысяч человек разных национальностей - не только немцев, но и сербов, хорватов, венгров, румын и итальянцев из Ломбардии. В безлунную ночь на 17 сентября 1788 года 100 тысяч австрийцев шли на сближение с 70- тысячной турецкой армией с целью дать бой, который должен был определить судьбу войны.
Авангард австрийской армии в лице роты гусар вечером перешёл реку Тимиш в поисках турецких войск. Признаков присутствия турок не было, но вместо них гусары наткнулись на группу цыган, которые предложили солдатам подкрепиться после переправы. За небольшую сумму денег гусары выкупили несколько бочек шнапса и стали утолять жажду. В это время через реку переправилась пехотная рота, которая также потребовала налить всем солдатам личного состава хотя бы по кружке шнапса.
Гусары отказались делиться и стали сооружать баррикаду из бочек. Затеялась перебранка, в ходе которой один из кавалеристов то ли умышленно, то ли по неосторожности выстрелил в пехотинца. Тот рухнул, после чего началась всеобщая свалка. В драку вмешались все гусары и все пехотинцы, находящиеся поблизости. Гусарский полковник, пытаясь остановить своих бойцов, заорал по-немецки: “Halt! Halt!” Так как в рядах австрийской армии было много венгров, словаков, ломбардцев и других, плохо понимающих немецкий язык, то некоторым солдатам послышалось - «Аллах! Аллах!», после чего паника стала всеобщей. Во время всеобщей беготни и шума, несколько сот кавалерийских лошадей, находившихся в загоне, вырвались из-за загородки. Так как дело происходило глубокой ночью, все решили, что в расположение армии ворвалась турецкая кавалерия. Командир одного корпуса, услышав грозный шум «наступающей конницы», отдал приказ артиллеристам открыть огонь. Снаряды рвались в толпе обезумевших солдат. Пытавшиеся организовать сопротивление офицеры строили свои полки и бросали их в атаку на артиллерию, в полной уверенности, что воюют с турками.
Весь лагерь вступил в бой со своими же солдатами, будучи уверенным, что воюет против турецкой кавалерии, ворвавшейся на австрийские позиции. Во время панического отступления мост через реку Тимиш рухнул, и многие солдаты упали с моста: часть утонула в реке, а часть выбралась на сушу.



Разбуженный император Иосиф II также решил, что бой ведётся против турок, и попытался вмешаться, но бегущая в панике толпа сбросила императора с коня. Его адъютант погиб под копытами лошадей и ногами солдат, а император только чудом спасся, упав в реку.
К утру все стихло, от австрийской армии не осталось и следа: большая часть солдат попросту разбежалась от страха. Все пространство было усеяно ружьями, мертвыми лошадьми, седлами, провиантом, разбитыми снарядными ящиками и опрокинутыми пушками - одним словом, всем тем, что бросает разбитая наголову армия. На поле самого странного сражения в истории человечества остались лежать 10 тысяч мертвых солдат - то есть, по числу погибших битва стоит в ряду крупнейших сражений человечества (в знаменитых битвах при Гастингсе, при Азенкуре, при Вальми, в Долине Авраама и многих других число погибших гораздо меньше).
Турецкие войска во главе с визирем Коджой Юсуф-пашой прибыли спустя два дня на место боя, обнаружив огромное количество брошенных австрийцами припасов. На поле оставались ещё живые солдаты, но они стонали в бреду. Турки так и не поняли, что именно произошло с австрийскими частями, но после обнаружения позиций австрийцев быстро добрались до Карансебеша и легко взяли его. Всех пленных визирь велел обезглавить, обещая платить по 10 дукатов за каждого казнённого. За время правления султана Абдул-Хамида I это была самая крупная победа турецких войск. Однако уцелевшие австрийские войска во главе с графом Кинским, несмотря на случившееся, продолжили войну.
Так небольшой цыганский табор, у которого случайно оказалась бочка спирта, повлиял на историческое развитие Европы. Христианский мир не сумел быстро приобрести Балканы, Австрия не стала сильнейшим государством Европы и не смогла остановить первую Французскую Революцию. 6 августа 1806 года не стало и Священной Римской империи, получившей решающий удар от Наполеона в сражении под Аустерлицем в 1805 г.

история

Previous post Next post
Up