Золотой телёнок.

Dec 30, 2015 13:29

Никогда не скрывал своей симпатии к этом персонажу, поэтому никак не смог отказаться от записочки от Эспера Эклеровича (в роли Эспера Эклеровича традиционно выступил mosblog), коя давала право посетить спектакль "Золотой тёленок" в Культуром центре "Москвич", что в Текстильщиках.



Честно говоря, мне больше по душе "12 стульев", но как-то так сложилось, что в плеер у меня закачан именно "Золотой телёнок", поэтому наизусть я знаю оба романа примерно в одинаковой степени. А имело смысл не выпендриваться, а сходить.


Этот спектакль является обновленной версией постановки 2013 года.
Режиссером, а заодно и играющим роль великого комбинатора является Александр Фурсенко.
В отличие от прочих Фурсенко (футбольного и министрообразовательного), к этому человеку в меня претензий нет. В плане театра я любитель (не в смысле "сильно люблю", а в смысле "сильно не разбираюсь") и мое мнение явно не претендует на то, чтобы к нему прислушивались, но мне понравилась игра Фурсенко-актера. Живенько так, правдоподобно и достоверно. Даже с оглядкой на Юрского-Гомиашвили-Миронова.

Другое дело - Фурсенко-режиссер. Тут меня насторожило описание спектакля.

Создатели спектакля не ограничились классической интерпретацией произведения. Они создали для зрительного зала неповторимую атмосферу праздника - яркого красочного праздника авантюрной жизни. Потрясающая бразильская самба, зажигательные цыганские танцы, страстное фламенко и джазовый степ увлекут зрителя в мир безудержного веселья. Большое разнообразие музыки от чарльстона до R’n'B сделают это театрализованное музыкально-танцевальное шоу незабываемым событием для каждого, увидевшего его.



Не люблю я всякую отсебятину, встраиваемую в классику. Вот примерно так же, как моя жена ругалась на недопустимость в "Графе Орлова" даже для красивости сюжетной линии добавлять Алексею Орлову полномочия его брата Григория и как мы вместе недоумевали на отсутствие главного злодея Данглара в "Монте-кристо".
Нет, все понятно: мечта Остапа о Рио-де-Жанейро с блек-джеком и шлюхами мулатками и чарльстоном - это было в романе, но в спектакле, ограниченном временными рамками, на мой взгляд каждое лишнее отступление идет в ущерб основному сюжету. А к чему были ресторанный шансон и цыганские романсы - вообще ума не приложу.

Более того, я совсем не понял задумки режиссера, который включил несколько песенных номеров, которых в книге не было даже близко.


Мне не жалко, просто осталось ощущение, что эти номера заняли законное место более "основных" сцен.

Также бросилась в глаза внешняя непохожест актеров на героев, какими их описали Ильф и Петров.

Красавец-атлет с черкесским лицом - Александр Фурсенко.


Дядька действительно крепкий, да и вовсе не страшила, но лично я в нем до самого конца видел брейн-ринговского Андрея Козлова. Хотя не уверен, что игра Андрея Козлова на сцене мне понравилась бы больше.

Не менее крепкий Алексей Моисеев - гражданин Корейко.


На что вы хотели - у него золотые гири.


Правда, по нему не скажешь, что он человек в последнем приступе молодости, с белесыми бровями, красным лицом и грубыми ефрейторскими складками на щеках. Не повезло ему - не похож внешне на малоприятного Александа-ибн-Ивановича. Его игра тоже понравилась, хотя пару раз показалось, что он не знает, куда деть рукию

2 комбинатора - почти как название одной из частей романа


Далее по списку - рыжий Шура Балаганов в исполнении нерыжего Андрея Гусева


Ну вот что хотите со мной делайте, а непохож. Что не помешало ему сыграть этого милого недотепу.

Паниковского в тот вечер должен был играть Сергей Рост, но он заболел и вместо него пилить гири предложил Паниковский в исполнении Эрвина Гааза.


Мерзопакостный получился старичок. И вдвойне мерзопакостней, так как играл он именно так, из-за чего я и недолюбливаю театр - с гротескным надрывом. Мне кажется, что роль даже такого Шапокляка можно передать не так насильно. Впрочем, это опять же мое мнение человека, от сцены далекого.

Михаил Скачков в роли Адама Козлевича мне мало запомнился, главным образом потому, что самой роли отведено такое малое количество, что ее смело можно было исключить.


Хотя его "Антилопа" в виде сдвоенного велосипеда выглядела забавно.


Зося Синицкая, а также одна из бразильских танцовщик - Мария тоже Фурсенко. Не буду даже гадать, кто кому кем приходится. Фурсенко - и все тут.




Кстати очень красивая барышня, если бы еще не этот театральный слишком нарочитый грим...
В последние дни мне вообще везет на обилие красивых женщин, причем по нарастающей.

В целом спектакль мне понравился, потому что я прекрасно знал, чего от него ждать.
Мне нравится книга. Целиком и полностью, кроме разве что последних пары страниц.
Я никогда не верил в то, что относительно короткий спектакль или фильм можно достоверно впихнуть все описанное в книге. Обычно все фанаты какого-либо произведения очень ругаются на экранизации, и в данном случае, если не попытаться вникнуть, я бы повел себя так же.
Но я-то могу остановиться и подумать, а смог бы я впихнуть невпихуемое.

Я читал, что "Золотой телёнок" - роман существенно более примитивный по сравнению с "12 стульями", и особенный упор авторы той статьи делали на то, что по сути дела это не роман, а набор отдельных новелл, более-менее объединенных общим сюжетом. Тем более проще со спектаклем - из набора отдельных новелл вполне можно убрать те, которые не оказывают существенного влияния на развитие сюжета. Выбор этих "лишних" частей как раз на совести режиссера. Глядя на результат, я не во всем с ним согласен, но ведь не факт, что при ином раскладе получилось бы сильно лучше.

Отдельно мне понравилось то, что авторы не стали перекраивать или осовременивать текст - диалоги строго соответствовали оригиналу. Мне, знающему книгу наизусть, было несложно в этом убедиться. Впрочем, наизусть текст знал наверное весь зал, так как в самом начале спектакля Остап между репликами успел ввернуть просьбу не подсказывать и не суфлировать - соблазн вещать параллельно с актерами был у многих.

Что касается самого театра, то он довольно старомоден и прост. Хотя это не театр в полном смысле слова, а все же культурный центр, то есть по определению заведение многофункциональное. Но интерьерчик довольно советского стиля, хотя и без убогости и нищеты, сцена просторная, зал удобный, декорации - минимальные. И что подкупает - очень близко к метро.

[Бонусом - еще стопочка фотографий в хронологическом порядке. Без пояснительного текста: кто знает роман - и так поймет, а кто не читал - тому и описания ничего не скажут.]
Бонусом - еще стопочка фотографий в хронологическом порядке. Без пояснительного текста: кто знает роман - и так поймет, а кто не читал - тому и описания ничего не скажут.


















































PS
Ввиду неумения фотографировать даже фотоаппаратом, который делает все сам, и нежелания громко щелкать затвором, сидя у самой сцены, все представленные фото с разрешения автора утащены у sarah_zitserman

записочка от Эспера Эклеровича

Previous post Next post
Up