Экспедиция "Сурские мосты. От истока до устья". День... сейчас разберёмся, какой именно. :)

Oct 05, 2015 22:27



И снова раннее утро, и снова мы - simtour, dm_private и я едем встречь солнцу, чтобы продолжить наше путешествие по многим мостам и одной реке...

А пока мы едем, я объясню  странный заголовок этого поста. Дело в том, что 18 и 19 сентября мы действительно проехали вдоль всей Суры, от её истока до устья. Но в этом маршруте оказался существенный пробел - наш родной город Пенза и его ближайшие окрестности. Сверхплотный график поездки и малая продолжительность осеннего светового дня не позволили нам уделить должное внимание непосредственно пензенскому участку Суры, тем более, что он так же насыщен многими интересными местами. И именно поэтому 18 и 19 сентября Пензу мы пропустили, решив выделить для исследования участка Суры между Сурском и Грабово специальный отдельный день. Этим днём оказалось следующее воскресенье 27 сентября.

Я долго выбирал, какому порядку описания нашей экспедиции следовать - хронологическому или логическому. Но в конце-концов решил, что раз уж наше мероприятие называется "от истока до устья", то не стоит описывать сначала начало экспедиции, затем её окончание, а уж только потом середину.  Пусть будет нарушена хронология событий, зато сохранена естественная географическая последовательность.

Ещё раз информирую, что пошаговое описание нашей экспедиции можно прочитать у simtour, vlad_penza и dm_private. У меня же, как обычно, мало букв, но много фоток.

Первый день экспедиции - здесь.

Итак, первый день нашей экспедиции мы закончили в районе Чаадаевки. Следующая остановка - Сурск.   Поехали!




Здесь река приготовила нам один из самых неожиданных сюрпризов.



Казалось бы, пасторальная идиллия. Но Сура тут же демонстрирует свой коварный норов. Тихая, в общем-то, равнинная речка  внезапно решает превратиться в горную.



И вспенивается жуткими потоками в узкой теснине...



Конечно, река тут ни при чём. Все эти пороги и перекаты - результат человеческой деятельности. Но с другой стороны - мост тоже не сам по себе развалился. :)



А за руинами моста - вновь тишь да гладь...



И даже имеется новый мост, по которому мы и приехали в Сурск.



Но всё-таки, изрядно подрытый левый берег говорит о том, что наша дама ещё до конца не успокоилась.



Хотя и позволяет уже поплавать на лодочке.



dm_private и simtour обозревают бурный сурский порог. Надо ли говорить, что он стал самым фотографируемым объектом в поездке этого дня? :)



Мост по дороге от Сурска на Канаевку. Обычный сельский мостик.



Дорога, как часто водится у нас в области, обсажена деревьями. Весьма характерный пейзаж пензенской глубинки.



Сура вновь тиха и безмятежна.



Мы подъехали к нашему "морю". "У нас же тоже есть море!" - как говаривала Масяня...
Это сейчас в ходу сухой термин "водохранилище". В более романтические времена такие искусственные водоёмы гордо именовали "морями".
Сурское море - самый большой водный объект области. Да и вообще Суры, на всём её протяжении. В районе деревни Старая Яксарка пытаемся разглядеть сквозь густую поросль место, где река становится "морем". Но видно не очень хорошо - мешают густые заросли. Решаем спуститься вниз к воде.



И утыкаемся в протоку. Была бы маленькая резиновая лодка - можно было бы эту протоку переплыть.





Но приходится довольствоваться имеющимися видами.



К самому "морю" пробиваемся в другом месте. Тут уже широкая спокойная гладь, ничем не напоминающая бурные пороги Сурска.



Кто-то рыбачит.



А кто-то охотится. Растяпа-охотник потерял целёхонький нестрелянный патрон. Выкинули его в воду.



Ну и взяли пробы, конечно же.



Едем дальше. Деревня Алферьевка. Впереди уже видна плотина.



Вот она, поближе. Плотина Сурского водохранилища, а с недавних пор - и Сурская ГЭС. В 2002 году была запущена малая электростанция мощностью 0,2 МВт. Скромненько. Но, наверное, кому-то это надо...



Эта дорога ведёт к плотине. Плотина - это тоже, в общем-то мост. Но нас туда не пустят. Охраняемая зона. Почему? В Перми, например, по гораздо более крупной плотине Камской ГЭС ездит городской транспорт. Да и в Иркутске тоже...



А начато строительство в 1970 году.



Не зря я взял штатив. Всё-таки, пригодился. :)



Форсируем Суру по понтонному мосту ниже плотины.



И едем уже против течения Суры, пытаясь пробиться к плотине на максимально возможное расстояние. Чтобы и сооружение увидеть и не вступить в конфликт с охранниками.



Очередной мостик. Но не через Суру, конечно же. :) Так, какой-то ручей...



По дороге любуемся окрестностями. Сура, укрощённая плотиной, здесь совсем тихая.



Вот и шлюзы Сурского гидроузла. Ближе уже нельзя подходить. Полюбовались немного и уезжаем прочь.



На южной окраине Пензы несколько лет назад началось бурное строительство и очень быстро возник микрорайон, который, не мудрствуя лукаво, назвали "Спутник". Спутник Пензы, имеется в виду. Находится он на берегу живописного сурского затона.



И конечно же здесь есть мосты!



И даже железнодорожные. )))





По набережной "Спутника" и островку на Затоне проходит Тропа здоровья, соединённая в единое целое тремя мостами. Естественно, мы побывали на всех. :)



Микрорайон активно застраивается. Со временем это будет неплохой городок.



А Пенза уже совсем близко...



И вот мы в нашем городе. Первые мосты на реке - два расположенных почти вплотную железнодорожных. Южное направление - Воронежская область, Ростов, Краснодар...





Первый автомобильный мост в черте города.



Остров Пески, вид со Свердловского моста. Когда не было плотины водохранилища, река весной разливалась так, что весь остров оказывался под водой. На поверхности торчали только деревья, стены и крыши домов. Говорят, в 50-е - 60-е годы во время разлива местные жители по ночам дежурили на крышах, отбиваясь от приплывающих на лодках мародёров. Бывало, и постреливали. Хотя... может это и байка. Подплыть к острову в лодке на вёслах, борясь с бурным течением разлившейся реки...
Сейчас уровень воды в черте города регулируется шлюзами Сурского гидроузла и мощные весенние наводнения остались в прошлом.



Мой самый любимый мост в Пензе - Лебедевский. Единственный, соединяющий остров Пески с материком. Как я уже упоминал, во время половодья остров заливался целиком. По высоте моста над рекой можно оценить, насколько прибывала вода в реке. Это было настоящее стихийное бедствие.



Особенно нравятся мне эти столбы с фонариками. Что-то питерское есть в них. А Питер я тоже люблю очень горячо и нежно... )



Самый новый и самый широкий пензенский мост.



Недалеко от Пензы в местечке Леонидовка с военных времён находятся склады химического оружия. В нулевых там был построен завод по его ликвидации, и в качестве бонуса - этот мост, предназначенный для быстрой эвакуации жителей правобережья в случае утечки отравляющих веществ. Финансировалось всё США.



Вид с моста на Спасский кафедральный собор. Новодел, строящийся вместо взорванного в 1934-м.



Подвесной пешеходный мост. Когда его не было, в этом месте ходил катерок "Волна", целый день перевозивший жителей с одного берега на другой. Мне, маленькому, катер был гораздо интереснее моста. :)



Мощные опоры и толстые тросы уже 40 лет поддерживают мост над водой. А за мостом видна школа № 8. Моя первая школа...

И здесь поездка этого дня завершилась. Зря мы надеялись отделаться одним днём. Сура так просто не отпускает. :)

Продолжение следует...

Сурские мосты, поездки, Пенза

Previous post Next post
Up