И снова раннее утро, и снова мы -
simtour,
dm_private и я едем встречь солнцу, чтобы продолжить наше путешествие
по многим мостам и одной реке...
А пока мы едем, я объясню странный заголовок этого поста. Дело в том, что 18 и 19 сентября мы действительно проехали вдоль всей Суры, от её истока до устья. Но в этом маршруте оказался существенный пробел - наш родной город Пенза и его ближайшие окрестности. Сверхплотный график поездки и малая продолжительность осеннего светового дня не позволили нам уделить должное внимание непосредственно пензенскому участку Суры, тем более, что он так же насыщен многими интересными местами. И именно поэтому 18 и 19 сентября Пензу мы пропустили, решив выделить для исследования участка Суры между Сурском и Грабово специальный отдельный день. Этим днём оказалось следующее воскресенье 27 сентября.
Я долго выбирал, какому порядку описания нашей экспедиции следовать - хронологическому или логическому. Но в конце-концов решил, что раз уж наше мероприятие называется "от истока до устья", то не стоит описывать сначала начало экспедиции, затем её окончание, а уж только потом середину. Пусть будет нарушена хронология событий, зато сохранена естественная географическая последовательность.
Ещё раз информирую, что пошаговое описание нашей экспедиции можно прочитать у
simtour,
vlad_penza и
dm_private. У меня же, как обычно, мало букв, но много фоток.
Первый день экспедиции - здесь. Итак, первый день нашей экспедиции мы закончили в районе Чаадаевки. Следующая остановка - Сурск. Поехали!
Здесь река приготовила нам один из самых неожиданных сюрпризов.
Казалось бы, пасторальная идиллия. Но Сура тут же демонстрирует свой коварный норов. Тихая, в общем-то, равнинная речка внезапно решает превратиться в горную.
И вспенивается жуткими потоками в узкой теснине...
Конечно, река тут ни при чём. Все эти пороги и перекаты - результат человеческой деятельности. Но с другой стороны - мост тоже не сам по себе развалился. :)
А за руинами моста - вновь тишь да гладь...
И даже имеется новый мост, по которому мы и приехали в Сурск.
Но всё-таки, изрядно подрытый левый берег говорит о том, что наша дама ещё до конца не успокоилась.
Хотя и позволяет уже поплавать на лодочке.
dm_private и
simtour обозревают бурный сурский порог. Надо ли говорить, что он стал самым фотографируемым объектом в поездке этого дня? :)
Мост по дороге от Сурска на Канаевку. Обычный сельский мостик.
Дорога, как часто водится у нас в области, обсажена деревьями. Весьма характерный пейзаж пензенской глубинки.
Сура вновь тиха и безмятежна.
Мы подъехали к нашему "морю". "У нас же тоже есть море!" - как говаривала Масяня...
Это сейчас в ходу сухой термин "водохранилище". В более романтические времена такие искусственные водоёмы гордо именовали "морями".
Сурское море - самый большой водный объект области. Да и вообще Суры, на всём её протяжении. В районе деревни Старая Яксарка пытаемся разглядеть сквозь густую поросль место, где река становится "морем". Но видно не очень хорошо - мешают густые заросли. Решаем спуститься вниз к воде.
И утыкаемся в протоку. Была бы маленькая резиновая лодка - можно было бы эту протоку переплыть.
Но приходится довольствоваться имеющимися видами.
К самому "морю" пробиваемся в другом месте. Тут уже широкая спокойная гладь, ничем не напоминающая бурные пороги Сурска.
Кто-то рыбачит.
А кто-то охотится. Растяпа-охотник потерял целёхонький нестрелянный патрон. Выкинули его в воду.
Ну и взяли пробы, конечно же.
Едем дальше. Деревня Алферьевка. Впереди уже видна плотина.
Вот она, поближе. Плотина Сурского водохранилища, а с недавних пор - и Сурская ГЭС. В 2002 году была запущена малая электростанция мощностью 0,2 МВт. Скромненько. Но, наверное, кому-то это надо...
Эта дорога ведёт к плотине. Плотина - это тоже, в общем-то мост. Но нас туда не пустят. Охраняемая зона. Почему? В Перми, например, по гораздо более крупной плотине Камской ГЭС ездит городской транспорт. Да и в Иркутске тоже...
А начато строительство в 1970 году.
Не зря я взял штатив. Всё-таки, пригодился. :)
Форсируем Суру по понтонному мосту ниже плотины.
И едем уже против течения Суры, пытаясь пробиться к плотине на максимально возможное расстояние. Чтобы и сооружение увидеть и не вступить в конфликт с охранниками.
Очередной мостик. Но не через Суру, конечно же. :) Так, какой-то ручей...
По дороге любуемся окрестностями. Сура, укрощённая плотиной, здесь совсем тихая.
Вот и шлюзы Сурского гидроузла. Ближе уже нельзя подходить. Полюбовались немного и уезжаем прочь.
На южной окраине Пензы несколько лет назад началось бурное строительство и очень быстро возник микрорайон, который, не мудрствуя лукаво, назвали "Спутник". Спутник Пензы, имеется в виду. Находится он на берегу живописного сурского затона.
И конечно же здесь есть мосты!
И даже железнодорожные. )))
По набережной "Спутника" и островку на Затоне проходит Тропа здоровья, соединённая в единое целое тремя мостами. Естественно, мы побывали на всех. :)
Микрорайон активно застраивается. Со временем это будет неплохой городок.
А Пенза уже совсем близко...
И вот мы в нашем городе. Первые мосты на реке - два расположенных почти вплотную железнодорожных. Южное направление - Воронежская область, Ростов, Краснодар...
Первый автомобильный мост в черте города.
Остров Пески, вид со Свердловского моста. Когда не было плотины водохранилища, река весной разливалась так, что весь остров оказывался под водой. На поверхности торчали только деревья, стены и крыши домов. Говорят, в 50-е - 60-е годы во время разлива местные жители по ночам дежурили на крышах, отбиваясь от приплывающих на лодках мародёров. Бывало, и постреливали. Хотя... может это и байка. Подплыть к острову в лодке на вёслах, борясь с бурным течением разлившейся реки...
Сейчас уровень воды в черте города регулируется шлюзами Сурского гидроузла и мощные весенние наводнения остались в прошлом.
Мой самый любимый мост в Пензе - Лебедевский. Единственный, соединяющий остров Пески с материком. Как я уже упоминал, во время половодья остров заливался целиком. По высоте моста над рекой можно оценить, насколько прибывала вода в реке. Это было настоящее стихийное бедствие.
Особенно нравятся мне эти столбы с фонариками. Что-то питерское есть в них. А Питер я тоже люблю очень горячо и нежно... )
Самый новый и самый широкий пензенский мост.
Недалеко от Пензы в местечке Леонидовка с военных времён находятся склады химического оружия. В нулевых там был построен завод по его ликвидации, и в качестве бонуса - этот мост, предназначенный для быстрой эвакуации жителей правобережья в случае утечки отравляющих веществ. Финансировалось всё США.
Вид с моста на Спасский кафедральный собор. Новодел, строящийся вместо взорванного в 1934-м.
Подвесной пешеходный мост. Когда его не было, в этом месте ходил катерок "Волна", целый день перевозивший жителей с одного берега на другой. Мне, маленькому, катер был гораздо интереснее моста. :)
Мощные опоры и толстые тросы уже 40 лет поддерживают мост над водой. А за мостом видна школа № 8. Моя первая школа...
И здесь поездка этого дня завершилась. Зря мы надеялись отделаться одним днём. Сура так просто не отпускает. :)
Продолжение следует...