"И конечно же, мой рассказ был бы неполным без упоминания о...". Этот затёртый штамп будет эпиграфом к сегодняшнему посту, ибо быть в Никольске и не посетить Музей стекла и хрусталя, это... ну как приехать в Париж и не поглазеть на Эйфелеву башню, например.
Долго думал: стоит или нет делать пост про музей, ибо наверное почти каждый пензенец побывал там хотя бы раз в жизни, увидев всё собственными глазами. Но потом вспомнил про то, что для меня, например, нынешнее посещение музея было первым за всю мою более чем сорокалетнюю жизнь в Пензе (спасибо, кстати, устроителям проекта "Пензенская область. Точки роста" за предоставленную возможность). И таких ущербных как я, наверное всё-таки немало. Да и живущим за границей Пензенской области будет интересно взглянуть.
В общем, как всегда - много фоток и мало букв. В этом посте фоток особенно много - так трудно выбрать наиболее красивые (я имею в виду вовсе не фотки, а то что на них изображено)!
Фоток реально много, около шестидесяти, так что, если кто до сих пор на диалапе - подумайте, прежде чем заходить под кат. :)
Во дворе музея выставлен эскиз памятника к предстоящему 250-летию стекольного завода.
В начале немного о производстве и технологии.
То, из чего делается хрусталь (вверху) и обычное стекло (внизу).
Красителем для стекла или хрусталя может служить любое вещество, не теряющее цвет при воздействии высоких температур.
А вот так кусок стекла превращается в произведение искусства.
Никольско-Бахметьевский хрустальный завод был основан 250 лет назад, в 1764 году. И почти сразу при заводе организовалось собрание образцов стеклянных изделий. В начале изготовленных мастерами других заводов России и Европы - как примеры для подражания, а потом - и собственных.
Знаменитый "фужер с мухами". Ничего не подозревающему гостю наливали водки, он подносил фужер ко рту и видел мух, плавающих на поверхности. Правда, с дальнозоркими эта шутка вряд ли прокатывала. :)
Одна из мух, притаившихся в этом фужере. Тягу к макрухе не задушишь, не убьёшь. :))
Приятно, наверное, было хряпнуть холодной водочки из этого запотевшего графинчика!
А если ещё и из таких рюмочек - приятно вдвойне!
Как гласит табличка "в толщу хрустального креста вплавлено фарфоровое распятие".
В такие графинчики прямо так и хочется чего-нибудь налить. А налив - немедленно выпить!
Бюст Александра Второго.
Эта непримечательная вазочка имеет одну интересную особенность: её зелёный цвет получен добавлением в расплав солей урана!
Флакон из-под духов последней русской царицы Александры Фёдоровны. Духи были созданы в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых, а на Никольском заводе выпускались флаконы для этих духов. Именно такой флакон и был найден в 2010 году при проведении ремонтных работ на улице. Из повреждений - только треснувшее горлышко, которое отрезали совсем и зашлифовали.
А духи, изначально называвшиеся "Любимый букет императрицы", в советское время выпускались под именем "Красная Москва".
Интересная штука, немецкого изготовления. На вид - обычный барельеф из фарфора. Но стоит включить заднюю подсветку, как барельеф превращается в картину. Свето-теневой рисунок создаётся варьированием толщины различных участков барельефа.
Как ни странно, это тоже стекло!
Этот набор (вернее, этот и ещё один, точно такой же, но белый) получили дипломы Всемирной выставки в Париже в 1900-м году.
Это уже советское. Блюдо под названием "Мажор". Что конкретно имелось в виду: лад гармонической тональности или мальчик, воспетый Ю.Шевчуком, осталось неясным.
Фрагмент сервиза на 100 персон для Верховного Совета СССР. Автор дизайна - Вера Мухина, известный советский скульптор. По мне, так кошмар. Колхоз и китайский ширпотреб. Есть легенда, что Мухина приложила руку и к разработке самой знаменитой советской стеклопосуды: общепитовского гранёного стакана. Глядя на данное произведение - верю этой легенде.
Этот вид украшения стеклянных изделий называется "венецианское плетение".
А здесь должно шумно стошнить либерастов и белоленточников. Ваза, изготовленная и подаренная И.В.Сталину в день его 70-летия. Не именно эта ваза, конечно. Дело в том, что изделий, предназначенных в подарок кому-либо, изготавливалось два-три комплекта. Один - основной и ещё одна-две запасные копии. На случай, если с основным предметом что-либо случится: разобьётся при транспортировке, например. Всё-таки, это стекло. Но, к счастью для заводчан, основная ваза дошла до юбиляра благополучно, а запасная так и осталась в музее. Подаренная Сталину ваза долгое время экспонировалась среди других подарков вождю в Москве, затем перекочевала в Гори и сейчас её следы окончательно затерялись. Сотрудники никольского музея писали своим коллегам в Гори, но те так и не ответили. Наверное, до сих пор в лютой обиде за Южную Осетию.
На мой вопрос о весе этого "подарочка" экскурсовод затруднилась дать точный ответ. Несколько десятков килограммов, как минимум.
Интересная бутылка в виде корабля. Выпьешь все её содержимое и реально заштормит! :)
Подобные вазочки я помню в пензенских магазинах.
Скульптура называется "Стеклодув". Это уже образчик современного искусства.
Блюда "Никольские кружева". Настоящее кружево клалось на кусок стекла, заливалось стеклянным расплавом и мгновенно сгорало, образуя интересный рисунок.
Работы современных мастеров. Наших и иностранных.
Этот набор для крюшона был подарен Горбачёвым Рейгану во время визита в США в годы перестройки. Здесь, естественно, дубль.
Это современное крео называется "Ёкарный бабай". Я чуть ли не летал над ним, пытаясь найти наиболее выгодный ракурс, но вскоре плюнул. Ракурс был невыгодным везде. :) Вот в экспозицию музея PERMM эта вещица вписалась бы, как родная.
Лебединая песня завода "Красный гигант". 1991 год. Начало конца...
Это подарок одному нефтяному шейху. Но не дубль, а вариант. Было изготовлено несколько ваз, отличающихся рисунком и цветом.
Рядом с музеем находится особняк бывших владельцев завода, Бахметьевых, очень хорошо отреставрированный.
Возвращаясь в Пензу мы заехали в магазин, где продаётся очень вкусный хлеб. Моё же внимание привлекла эта необычная церковь. К сожалению, вся она находится на территории хлебозавода, за забором, поэтому сфоткать можно только фасад.
Ну и напоследок, я любимый. Такой вконтактиковский автопортретик в зеркале. С а-ля Инстаграмм обработкой, конечно!:)))