Новый год в Иране

Feb 05, 2009 16:46

31 декабря 2008 г. - 7 января 2009 г.
Опоры бедные сгибались,
И трос от ужаса дрожал,
Когда, ехидно ухмыляясь,
Алгол на бугель заезжал.
(с) Кест

Каждый Новый год мы с товарищами ходим в .... Нет, не так!
Каждый Новый год мы с товарищами ездим в разные места, что бы покататься там на лыжах или поплавать на лодочках, а заодно и справить праздник без российского ТВ. В этот раз мы решили поехать в Иран. Хотелось целины и чего-то интересного. В начале августа мы начали думать про любимое Гудаури, но 8-го августа закончили и стали искать другие идеи. Этой идеей и оказался иранский курорт Дизин. Туда мы и отправились, и вот что из этого получилось.

Катание

Высоты от 2400 (гостиница и нижняя станция канатки) до 3400, полностью северный склон, несколько линий канатных дорог - бугели, кресла, вагончики, в районе десятка трасс (http://www.irantravelingcenter.com/dizin_ski_iran.jpg). Не Европа, конечно, но и не Чегет с Эльбрусом.

Трассы готовят после снегопадов, но потом почти не трогают, впрочем, из-за северного положения склонов разбиваются они слабо. За счет того, что вся катальная зона представляет собой стенку хребта, кататься можно почти по всей площади курорта, особенно в верхней его половине:

Траверс от верхней станции любого подъемника - и перед вами целина на несколько сот метров перепада, катись куда хочешь по любому из кулуаров.

Есть естественные кикеры, с которых можно попрыгать:

или хотя бы попытаться:

Нам не повезло, этот год выдался в Иране малоснежным. Но на таких высотах снег есть даже в малоснежные годы, снегопад начался в день приезда и продолжался всю новогоднюю ночь и 1-е января. Подъемники не работали, но некоторых это не остановило, ходили в гору пешком:

Но радоваться было рано, снегопад сопровождался сильнейшим ветром, поэтому 1-го числа все канатки были закрыты, а падающий свежий снег нещадно задувался. В результате желанного пуха нам почти не досталось, целина в большинстве мест представляла собой жесткий наст.
Но все это не испортило нам катания, ко всему прочему установилась отличная солнечная погода, что позволяло любоваться прекрасными видами окрестных гор.

Подъемники все старые, по слухам построены еще до исламской революции, но по любому новее многих российских и работают исправно. А если что - есть запасные кабинки:

Очереди на подъемники бывают, но не безумные, и часто если на одном подъемнике толпа народа, то на других довольно пусто. И так как подъемники старые и не быстрые, на трассах народу весьма и весьма умеренно.
В общем и целом катание мне понравилось. И по целине (какой была) поездил, и по трассам покарвил. Не Европа, конечно, но очень и очень достойно.

Дорога и проживание

Дизин находится относительно недалеко от Тегерана, поэтому лететь надо туда. На выбор - Аэрофлот, Иран-Аир или Азербайджанские авиалинии с пересадкой в Баку. Мы летели Аэрофлотом, но знаю людей, использовавших прочие варианты.
Трансфер, жилье и визовую поддержку мы заказали в фирме Araz (http://www.araz.org). От аэропорта до Дизина и обратно нас возил микроавтобус, в котором мы размещались поистине по-королевски.

У нас визы были получены еще в Москве, поэтому мы быстренько проскочили паспортный контроль, поменяли деньги и загрузились в автобус. Но оказалось, что «наша» фирма заказала 2 автобуса, и пассажиры второго визу получали по прилету, что было очень не быстро. В результате, час проторчав в аэропорту, мы таки выехали, не дожидаясь второго баса. По приезду на место в 6 утра водитель сказал, что до 7 гостиница закрыта, так что заселились мы только в это время. Я до сих пор не уверен, что это была правда, уж очень он зачем то ждал второй автобус, поэтому советую требовать никого не ждать в аэропорту и насчет открытости гостиницы проверять самим.
Поселили нас в гостинице Дизин:

Как говорится «скромненько, но прилично». Кровати нормальные, номера довольно теплые (хотя у друзей был сквозняк из-под балконной двери, пока они не заткнули щель запасным одеялом), горячая вода без проблем, электричество в наличии (было отключение 1-го января на пару часов, но это было похоже на аварию из-за ураганного ветра). Что еще нужно.

Питание

Завтракали и ужинали мы в гостинице (обедать тоже можно было, но во время обеда мы катались). Завтраки были заказаны сразу, а за ужины мы платили. При этом оказалось, что за завтраки можно было платить тоже на месте, и это вышло бы чуть дешевле, поэтому советую завтраки заранее не заказывать. Еда простая, но неплохая и довольно обильная. На завтрак шведский стол - колбаса, сыр, салат, хлеб, яйца, молоко, сок и т.д. Мы жили и питались во втором корпусе гостиницы, но ресторан есть и в первом, и завтраки там немного лучше, ходить можно и туда. На ужин салат бар, включающий суп, и на выбор несколько мясных и рыбных блюд. Особых разносолов не предлагают, но для уставших и голодных горнолыжников они и не обязательны.

Кроме ресторана в нашем корпусе гостиницы был бар с замечательным названием Coffee Shop. Там можно было попить кофе (чтобы получить нормальный вареный кофе, а не растворимую бурду, везде просите Turkish coffee), Кока Колу (именно настоящую Кока Колу, несмотря на ее американское происхождение), местного безалкогольного ароматизированного пива (называется делестер, по факту очень вкусный слабо-сладкий лимонад), выкурить кальян, посидеть перед камином. Наверное там же можно и что-то поесть, мы не пробовали.

Днем перекусить или поесть по настоящему можно на горе, на промежуточной станции подъемников. Там находятся несколько заведений, от фаст-фуда «Синбад» (где вам предложат обычные гамбургеры, пиццу и т.д.) до настоящих кафе. Мы отдыхали в кафе, которое находится чуть в стороне от станции. Его легко узнать по оранжевой крыше, находится она справа и чуть вперед, если встать лицом вниз по склону. Бесплатный чай, очень вкусный горячий шоколад, для желающих горячие блюда. Перед кафе солнечная площадка со стульями - можно позагорать на улице:

В Тегеране немало ресторанов и кафе, но из-за Ашура (о котором будет ниже) они все были закрыты. Но наши водители автобусов нашли открытую пиццерию, где мы очень сытно и довольно вкусно поели.

Виза

Визу в Иран на 14 дней можно получить по прилету за 50 евро, но для экономии времени и нервов мы все сделали в Москве. Турфирма выслала нам приглашение, с ним мы обратились в посольство Ирана (http://www.iranembassy.ru/), приложив 2 фотографии, свои паспорта и заполненные на месте анкеты. Заплатив в иранском банке неподалеку консульский сбор, ровно через сутки мы забрали документы. Вышло дороже, чем аэропортовские 50 евро, но сэкономило нам несколько часов, поскольку по прилету самолета из Москвы перед окошками с визовыми офицерами образовалась огромная очередь.

Деньги

Иранские деньги называются реалы, во время нашего путешествия курс был 10 тысяч реалов за доллар, что очень облегчало расчеты. Кроме реалов есть виртуальная денежная единица - туман, равный 10 реалам. В большинстве мест цены указывают в туманах, поэтому если вам за чашку кофе объявили цену в 2 тысячи, не спешите радоваться, это все-таки не 20 центов, а 2 доллара.
Обменивать деньги нужно в аэропорту сразу по прилету, в зале получения багажа. Хотя отделения банков есть и за таможенной зоной. Принимали евро и доллары. Мы поменяли по 200 долларов, и нам хватило на скипасы, еду и сувениры на обратном пути. В самом Дизине обменников мы не видели, наверное, можно поменять у служащих, но наверняка по невыгодному курсу.
Карточку я попытался использовать только в аэропорту, но там это оказалось невозможно. Банкоматы принимали только местные кредитки, а в магазинах все хотели наличные. Хотя говорят, что в Тегеране есть банкоматы, в которых можно снять наличные и по иностранным карточкам. Но тем не менее я бы рекомендовал использовать там наличные, везите доллары или евро, а на карточки полагаться не стоит.

Окрестности

В Дизине магазинов нет, поэтому 1-го числа, когда подъемники были закрыты из-за урагана, мы отправились в ближайший город. До него несколько километров (до 8 по разным отзывам), но делать все равно было нечего, и несмотря на снегопад и сильный ветер мы пошли пешком.

Очень забавно было наблюдать пытавшиеся доехать до курорта автомобили. Те, хозяева которых думали чуть заранее, были оборудованы цепями или даже представляли собой настоящие внедорожники и без проблем добирались до места:

А прочие буксовали в самых различных вариантах, улетали с дороги в сугробы (одного такого мы вытаскивали два раза подряд) и вообще развлекались, как могли. Апофеозом всего этого была BMW X6, которая, отчаянно шлифуя колесами свежий снег, смогла отъехать от места своей парковки метров на 10, после чего не без нашей помощи была возвращена обратно.
В самом городе много магазинчиков и прокатов снаряжения. Надписи на некоторых требуют осмысления:

"Небо, сцуко, рвется". Чтобы это значило, быть может перевод суры из Корана?

Магазинчики в городке торгуют фруктами, соками, сладостями и прочими подобными продуктами. Мне заранее рассказали, что меня в магазинах обязательно обсчитают, надо набрать товару, попросить посчитать, а потом сказать: «слишком дорого», развернуться и уйти без покупок. За мной обязательно бросятся, и тогда можно будет поторговаться. В первом магазине я так и сделал. Когда мне объявили стоимость покупок ровно в 100 тысяч реалов, я покачал головой, сказал «too expensive», развернулся и ушел. За мной не бросились, что сломало все мои планы. Пришлось уйти в другой магазин. И что интересно, набрав покупок там, я услышал, что я должен ровно ту же сумму! Хотя набор, конечно, был немного другой. Похоже, 100 тысяч это некоторая минимальная сумма, которую необходимо взять с неверного. Стоило провести эксперимент, сколько товара в реальности можно набрать на эти деньги, но об этом я догадался только потом.

Ислам

Ислам - это государственная религия страны, полное название которой Исламская Республика Иран. На практике для туристов это означает необходимость соблюдения некоторых правил. Женщины в публичных местах обязаны ходить с покрытой головой, необходимы платок, шапка, каска (если на склоне) или просто капюшон. Никакой чадры женщины не носят, когда мы увидели группу женщин в чадрах, и спросили про них, нам ответили с легким пренебрежением: "А, это иностранки!". Естественно запрещена продажа и употребление алкогольных напитков (мы все привезли с собой, это в принципе тоже запрещено, но на практике не проверяют и максимум что грозит - конфискация на таможне, употребляли в номере). Кроме того нельзя публично обниматься-целоваться, женщинам нельзя ходить с голыми плечами или в коротких шортах/юбках (что зимой все равно не актуально). Вот, собственно, и все.
Кроме этого есть интересные особенности. В каждом номере есть коврик для намаза, а на потолке стрелка, указывающая на Мекку.

На подъемниках есть специальная женская очередь, народу в которой обычно почти нет. Поэтому если женщина не хочет стоять вместе со всеми, то она может проскочить вперед всех на совершенно законных основаниях. Ужасная дискриминация, как мне кажется! :)

В дюти-фри на обратном пути естественно не продают алкоголь, зато много восточных сладостей, национальных платков (размерами доходящих до полноценных покрывал), кожгалантереи и прочих сувениров.
Люди, вопреки ожиданиям, очень открыты и приветливы. С удовольствием общаются, расспрашивают, сами рассказывают. В Тегеране нам очень радовались дети, которых мы решили сфотографировать:

Английский язык знают не очень многие, но знающих хватает. Я каждый день общался с кем-нибудь на курорте, а во время поездки в Тегеран совершенно посторонняя местная дама устроила для наших девушек экскурсию по мечети.
Сама страна тоже оказалась довольно современной и развитой. Неплохие машины, хорошие дороги, и все то, что должно быть в современной стране. Не Европа, конечно, но по уровню развития сравнима с Россией (ВВП Ирана на душу населения, кстати, даже чуть выше, чем у нас).
Выходной день - вторая половина четверга и пятница, в это время на курорте наблюдается самый наплыв народа. Ко всему прочему в 2009-м году на 6 и 7 января выпал Ашура. Это траурные дни, посвященные памяти имама Хусейна (мир ему), погибшему в 680-м году. Все развлекательные заведения (и, к сожалению, подъемники тоже) в эти дни закрыты. Поэтому мы заказали в нашей турфирме экскурсию в Тегеран, где посмотрели не только сам город, но и траурные шествия.

Тегеран

Путь в Дизин прошел для нас в полусне и ночью, тем приятнее на обратном пути было любоваться великолепными окрестностями:

В Тегеране нам показали стандартные туристические объекты. Башню Азади:

Телевышку:

Повозили по улицам:

Показали забавную рекламу:

Отвезли на рынок:

Рядом с рынком находится мечеть, и наши гиды-водители настояли, чтобы мы в нее зашли. Для этого девушкам необходимо надеть хиджабы:

Входы для женщин и для мужчин разные, нас повели наши водители, не знающие английского, а потому мы просто полюбовались интересными зеркальными интерьерами:

А девушек взяла под свое крыло проходившая мимо местная дама, которая отлично говорила по английски и провела им целую экскурсию. Перед входом в мечеть естественно необходимо разуться. Для обуви есть камера хранения, но так как был особый день и людей в мечети было много, то камеры хранения не хватало и обувь можно было просто взять с собой в выдававшихся у входа пакетах.

После рынка и мечети мы отправились дальше:

Обратите внимание на современную роспись ворот:

Если бы не горы на заднем фоне, то и не скажешь что это экзотический Восток:

Хотя тема древней Персии эксплуатируется довольно активно:

Спустились в метро, оно довольно современное, напоминает скорее европейское, чем российское. Есть специальные вагоны для женщин, при желании они могут ездить и вместе с мужчинами. А нет - так пожалуйста, полупустой вагон:

Как я уже упомянул, мы ездили по Тегерану во время Ашура. В это время повсеместно проходят шествия:

участики которых бьют себя цепями:

Во время которых забивают жертвенных баранов (смотрите внимательно на асфальт):

Разделывают их тут-же на обочине:

Готовят плов и бесплатно угощают всех желающих! В связи с тем, что все рестораны были закрыты, нас тоже накормили им-же:

Прогуляв в Тегеране до вечера, мы отправились в аэропорт, где немного отдохнули и ночным рейсом вылетели домой.

Расходы

Телефонная связь
1 500

Сувениры

Прочее (подарки на НГ, алкоголь)
1 150

Всего:
40 500
Курсы на момент поездки:
$ 1 = 10 тыс. реал = 30 рублей

Резюме

В общем и целом - мне понравилось и я могу порекомендовать Иран, как небанальный и интересный горнолыжный отдых. Теперь думаю куда в следующем году, может все таки в Гудаури...