боковик из оспреевских тома- и киттихауковских асов
Новозеландский Kittyhawk IA сер.№ NZ3040 (бывший английский EV138; в девичестве P-40E 41-36392), на котором летал один из флайт-коммандеров 15-й эскадрильи RNZAF флайт-лейтенант Джон Э.Э. Гибсон, авиабаза Уинуапай, Окленд, Новая Зеландия, октябрь 1942, непосредственно перед отправкой эскадрильи на Гуадалканал.
тот же самолет в 1-й части кагеровской монографии про P-40
И пара фотографий:
Новозеландцы отправляясь на фронт повелись на обещания своих американских союзников предоставить им самолеты на месте, поэтому они оставили этот и остальные "Киттихауки" в Новой Зеландии и очень скоро об этом горько пожалели. На самом деле янки подсунули им мало того что б/у'шные P-40, так еще и предельно ушатанные предыдущими пользователями. Поэтому когда следующие авиачасти "киви" завершали свою подготовку, они вежливо отклоняли предложения лучших друзей и соратников и "все свое везли с собой".
Летавший на борте JZ-I пилот был ветераном западного фронта. Он впервые вступил в бой в мае 1940 на "Харрикейнах" Mk.I как флаинг-офицер (с 8/40 флайт-лейтенант) 501-й эскадрильи RAF. За время французской кампании одержал 3½ победы, а потом в "конвойных битвах" и Битве за Британию добавил к ним еще 8, пока в начале сентябре не был ранен в воздушном бою.
Вернувшись было на фронт вместе с 15-й RNZAF, он уже в декабре 1942 был отозван на штабную работу и вернулся в свою часть ровно год спустя и затем до июля 1944 воевал на Новой Гвинее и других островах Тихого океана на "Киттихауке" Mk.IV и "Корсаре", одержав свою последнюю победу.
Следующий боевой тур он начал в начале 1945 года в Европе на "Темпестах"-V 80-й эскадрильи RAF, но 29 марта был ранен зенитным огнем и на фронт больше не вернулся.
Всего одержал 12½ побед и закончил войну в звании сквадрон-лидера.
5 побед на Hurr в Европе.