боковик из HPM 2/2008
Avia B.534 IV серии сер.№ B534.179 из состава 40 Letka, I./4 Perut', на котором в июле 1938 г летал свободник (рядовой 1-го класса) Йосеф Франтишек.
А два с небольшим года спустя сержант Франтишек стал лучшим польским асом Битвы за Британию.
Почему польским? Потому что, бежав в июне 1939 г от немцев на восток, он не проследовал дальше во Францию, как большинство других чешских авиаторов, а записался в польскую армию и в последних числах июля стал инструктором в SPL (Szkoła Podchorążych Lotnictwa) в Демблине.
С началом войны из персонала школы мобилизовали Eskadra Ćwiczebna Obserwatorów SPL Dęblin (Учебная Эскадрилья Разведчиков; всего ок.60 самолетов разных типов). На седьмой день войны эту часть поделили на четыре отдельных отряда (буквально - взвода), и плутоновы (старший капрал) Юзеф Франтисек (так в польских документах) оказался в составе I Pluton (15 невооруженных RWD-8 и PWS-26).
Польскую кампанию Франтишек начал полетами на старом школьном Potez XXV, а в 1-м плутоне выполнял боевые вылеты на RWD-8 вплоть до 22 сентября, когда остатки отряда перелетели в Румынию.
По прибытии во Францию в конце октября, летчик записался в Польскую Армию в Изгнании, но в боях не участвовал. Вместе с поляками он позже эвакуировался в Англию и в июле 1940 оказался в первом составе летчиков 303-й (польской) эскадрильи RAF.
16 августа он совершил свой первый боевой вылет на западном фронте, 2 сентября одержал первую победу, 6-го стал асом, а в последний день месяца записал на свой счет 17-ю победу (18-ю он тоже тогда заявлял, но её записали как предположительную).
8 октября во время утреннего патрульного полета его "Харрикейн" через 15 минут после взлета врезался в землю в нескольких десятках километров от аэродрома. Причины катастрофы остались неустановленными.
B534.179 с правого борта (источник тот же)
И пара фотографий аварии 29.7.38 ("дрова колол" другой пилот).
P.S. на всякий случай, все рассказы про многочисленные победы Йосефа Франтишека во Франции - однозначная бредятина.