Британские названия двухмоторных бомбардировщиков Ленд-Лиза
и соответствие их модификаций американским
Предыдущая часть «имён» живёт
тут
Douglas Digby
Mk.I --- модель DB-280, аналогичная USAAC’овским B-18A
это канадская закупка и канадское же название самолёта
Douglas Boston
Летом 1940 с поступлением первых партий, перенацеленных с Франции на Великобританию,
эти самолёты получили следующие обозначения:
Mk.I --- не дошедшие до Франции DB-7 раннего выпуска,
оснащавшиеся двигателями с односкоростным нагнетателем
Mk.II --- DB-7 позднего выпуска, оснащавшиеся двигателями с
двухскоростным нагнетателем (их поставки начались уже после
капитуляции Франции); большинство из них переоборудовали в
истребители Havoc I (см. ниже)
Но в начале осени ввели новую систему обозначений, которую довели до фирмы-производителя
письмом от 20 сентября:
Mk.I --- все DB-7 вне зависимости от модификации двигателей
Mk.II --- DB-7A - ещё один французский заказ, поставки по которому
начались уже после капитуляции; почти все были переоборудованы в
истребители Havoc II
Mk.III --- DB-7B британского заказа; небольшое число
переоборудовали в истребители Havoc II
Mk.III (Intruder) конверсия из бомбардировщика в ночной истребитель-
интрудер, в отличии от «радарного» истребителя сохранившая
«бомбардировочное» название самолёта
Mk.III (Turbinlite) конверсия из бомбардировщика в целеуказатель для ночных
истребителей, также сохранившая «бомбардировочное» имя
далее идёт уже Ленд-Лиз
Mk.IIIA A-20C
Mk.IV A-20J
Mk.V A-20K
Douglas Havoc
Переоборудованные в истребители бомбардировщики Boston
Mk.I конверсии из DB-7:
Mk.I (Night Fighter) истребитель с радиолокатором
Mk.I (Intruder) ночной истребитель-инструдер с кабиной штурмана в носу
Mk.I (Pandora) интрудеры, переоборудованные в носители «воздушных мин»
(соединённые с парашютами длинным тросом бомбы, которые
предполагалось разбрасывать на пути вражеских бомбардировщиков);
тактика надежд не оправдала, и самолёты вернули к прежней роли
Mk.I (Turbinlite) целеуказатель для ночных истребителей с радаром для
поиска цели и прожектором для её освещения
Mk.II конверсии из DB-7A (подавляющее большинство)
и DB-7B (небольшое количество):
Mk.II (Night Fighter)
Mk.II (Turbinlite) суб-варианты как у Mk.I
Mk.III предполагавшееся, но не принятое официально название для Mk.I (Pandora)
Mk.IV предполагавшееся, но не принятое официально название для Mk.I (Intruder)
Douglas Invader
Mk.I A-26C планируемая поставка была отменена по инициативе
американской стороны, и англичане получили только несколько штук
для испытаний
Lockheed Hudson
самолёты прямых закупок:
Mk.I --- модель B14L (позже переименована в 214-40-01)
под тем же «марком» исходно проходила и
модель B14S (позже 314-08-01) для Австралии, но затем её
переименовали в Mk.IV
Mk.II --- модель 414-40-01
Mk.III --- модели 414-56-01 и -03
Mk.IV --- модель 414-08-10
и переименованные австралийские B14S (314-08-01)
Mk.V --- модели 414-13-06 [это Mk.V (SR)] и -07 [Mk.V (LR)]
самолёты Ленд-Лиза:
Mk.IIIA A-29 модель 414-56-03
A-29A модель 414-56-11 (транспортно/боевая)
Mk.IVA A-28 модель 414-08-10
Mk.VI A-28A модель 414-17-11 (транспортно/боевая)
Lockheed Ventura
B.I --- модель 37-21-01
B.II --- модель 137-21-01; часть машин попали в американскую
авиацию и в USAAF они именовались “Model 37”, а в USN - PV-3
далее идёт уже Ленд-Лиз
B.IIA B-34 модель 137-21-02
GR.III B-37 модель 137-96-03 производство остановили после
выпуска 18 экземпляров, и все они пошли в USAAF
[исходно эту модификацию назвали O-56, но ещё до постройки
первого экземпляра переименовали в B-34B, а позже присвоили
новый индекс типа]
B.IV ? «марк» зарезервировали, но не использовали;
предположительно, это должна была быть бомбардировочная версия
PV-1
GR.V PV-1 модель 237-27-01
Martin Maryland
Mk.I --- Martin 167F-3 - часть самолётов третьего французского
заказа, которые не успели поставить до перемирия и перенацелили
на Англию
Martin 167B-3 - самолёты того же заказа с оборудованием
и вооружением приведёнными перед поставкой в соответствие с
британскими стандартами
Mk.II --- Martin 167B-4 - самолёты четвёртого французского заказа
(исходно тип 167F-4), в июне 1940 переоформленного на Британию
Martin Baltimore
Mk.I --- Martin 187B-1 самолёты раннего выпуска с
одиночным пулемётом в верхней оборонительной точке
Mk.II --- то же самое, только спарка пулемётов
Mk.III --- то же самое, только «башня» Boulton Paul
далее идёт уже Ленд-Лиз
Mk.IIIA A-30 Martin 187B-2
Mk.IV A-30A-1 и -5 Martin 187B-3
Mk.V A-30A-10 и последующие «блоки» новый «марк» присвоили из-за
двигателей другой модификации
GR.VI A-30C Martin 187B-4 на эту модификацию выдали
крупный заказ, но потом его отменили
Martin Marauder
B.I B-26A
B.IA небольшая партия B-26A почему-то получила такое обозначение
[распространённая версия о том, что это были B-26B не выдерживает проверки по
серийным номерам]
B.II B-26C
B.III B-26F и B-26G
North American Mitchell
B.I B-25B NA-62
B.II B-25C NA-82 и -96
B-25D NA-87 и -100
B.III B-25J NA-108