... извращения (381)

Jan 27, 2023 11:30


боковики из Ali Straniere In Italia № 2 (вверху) и REVI № 68 (внизу)


Ju 87B-2 с итальянским сер.№ 7060 (бывш.немецкий 5786) из состава 239-й эскадрильи 97-й группы BaT, который был персональным самолётом командира этой части (в смысле, эскадрильи) капитано Джузеппе Ченни. Вверху аппарат показан по состоянию на зиму 1940/41, а внизу после нанесения весной 1941 элементов быстрого опознавания Балканской кампании.



[__био__]

Джузеппе Ченни, итальянец 1915 г.р.

В бытность студентом Пармской академии изящных искусств увлекся планеризмом и не только прошел обучение в аэроклубе, но и вместе с другими студентами строил планер собственной конструкции. Тогда же [и, возможно, в начале военной службы тоже] он принимал участие в соревнованиях по планеризму, занимая первые места и входил в состав итальянской сборной.
        После окончания академии поступил на архитектурный факультет Пармского университета, но, так и не закончив первый курс, 19 июня 1935 записался в ВВС как офицер-пилот-резервист [в смысле, после успешного окончания летной школы он должен был получить звание офицера резерва, а после относительно недолгой строевой службы его бы уволили в запас].
        За месяц с небольшим налетал 8 учебных часов, после чего 30 июля выполнил первое соло на истребителе Fiat AS.1. К 19 августа увеличил налет до 18 часов и получил пилотский диплом, потом было еще 23 часа налета на «продвинутом» обучении на Ba.25 и CR.20 и получение диплома летчика-истребителя 20 ноября, вскоре после которого последовало и первое строевое назначение.

Звания: 19.6.35 - курсант; осень 1935 [или 2.6.36 ?] - сотто-тененте; с августа 1936 по январь 1937 - испанский альферес; декабрь 1937 - тененте; где-то осенью 1940 - капитано; 31.7.42 - маджоре.

Части и кампании (1): в конце ноября 1935 получил назначение в 153-ю эскадрилью 3-й группы C.T. [т.е. «сухопутных истребителей»] и летал там на учебном Ca.100 и боевых CR.20, CR.30 и CR.32, причем больше всего уважал «двадцатый». К началу августа 1936 довел свой налет до 122 часов, в т.ч. 81 в строевой эскадрилье.
        В начале августа 1936 откликнулся на призыв добровольцев в заграничную командировку и 14 числа прибыл в Испанское Марокко с первым контингентом Aviazione del Terzio (18 авиаторов при 12 истребителях CR.32, которые составили 1ª Escuadrilla de Caza del Tercio [1-я истребительная эскадрилья Терции иностранцев]. Весь итальянский персонал тогда проходил как часть испанского Иностранного Легиона, и у Ченни при себе были документы на имя Виктора Стельи [Victor Stella].
        После сборки и облета самолетов начались вылеты на ознакомление с марокканским побережьем, во время которых «Стелья» ради интереса облетал испанский Breguet XIX и полетал вторым пилотом на немецком Ju 52, а потом дело дошло и до боевых вылетов на CR.32: сначала с базы в Марокко, а позже эскадрилья перебралась на территорию собственно Испании.
        Всего одержал 10 побед лично и в группе, и за боевые заслуги 19.12.36 был переведён из офицеров резерва в кадровый состав итальянских ВВС.
        29.1.37 во время боевого вылета в плохую погоду 1-я эскадрилья попала в плотную облачность. Ни самолеты, ни летчики не были подготовлены для слепых полетов, поэтому из 9 CR.32 на базу вернулись только 3. Среди пропавших без вести был и Ченни: он столкнулся с одним из своих ведомых и выпрыгнул с парашютом, приземлившись где-то в горах. Четыре дня спустя он попался на глаза республиканским солдатам и после короткой погони был взят в плен.

После 7 месяцев плена Ченни попал под один из обменов военнопленными, организованный Международным Красным Крестом, и в конце июля 1937 вернулся в Италию.

Части и кампании (2): сразу по возвращению из плена прошел медкомиссию, отправившую его в длительный отпуск для поправки здоровья, но где-то в начале августа или около того, вернулся в 3-ю группу и в неофициальном порядке совершил по крайней мере один полет на Ca.100. А в октябре он уже официально вернулся к полетам на CR.32.
        В августе 1938 переведен в Scuola Caccia di Castiglione del Lago где одновременно был инструктором по высшему пилотажу и читал лекции по “Arte Militare Aerea” [т.е. по боевому применению авиации]. Летал в этот период на Ba.25, Ro.41, CR.30, Ca.310 и BR.3.
        12 апреля 1939 отстранен от службы на 2 месяца по состоянию здоровья (все те же последствия плена). Следующий медосмотр продлил отстранение, и до полетов его допустили только 21 августа.
        Назначен инструктором в Scuola di Pilotaggio dell’Accademia Aeronautica a Capua, но вскоре запросил перевода в строевую часть.
        1.10.39 переведен в 354-ю эскадрилью 21-й группы, в составе которой прошел переучивание с CR.32 на новые G.50.

Весной 1940 отправлен в командировку в Румынию для организации там школы подготовки летчиков-истребителей, которая работала бы по итальянским стандартам. 1 апреля прибыл в Бузэу и приступил к работе.
        10.6.40 Италия вступила в мировую войну, и Ченни сразу же отправил начальству рапорт об отправке на фронт.

Через 15 дней после написания рапорта (т.е. 25 июня, или вскоре после этой даты) он прибыл в Сарцану (Специя) на аэродром 52-го стормо как пилот истребителя G.50. [52-й стормо по состоянию на 10.6.40 включал две истребительные группы: 22-ю и 24-ю. Первая летала как раз на G.50, но базировалась на другом аэродроме, а вторая таки сидела в Сарцане, но, согласно справочнику по итальянским частям, была вооружена CR.32. Впрочем, в одной из статей упоминается смешанное вооружение 24-й группы, так что Ченни со своим G.50 всё же мог служить в ней. Ну, или при штабе стормо].
        Одновременно с прибытием Ченни на фронт, война с Францией закончилась [перемирие 26 июня], тем не менее ему всё же довелось там совершить несколько боевых вылетов по тревоге, в т.ч. гоняясь за французскими самолетами в районе Корсики.

А потом командование начало набор опытных летчиков-истребителей, желающих сменить специализацию на пикировщиков, и Ченни вызвался добровольцем.
        Группа итальянцев убыла на переучивание в австрийский Грац, и 21.8.40 лётчики впервые увидели свои новые самолеты. В тот же день Ченни совершил первый полёт на «Штуке» (короткий, только взлет-посадка), а затем и второй (10-минутный высший пилотаж). После 20 дней интенсивных тренировок его признали «специалистом» и отправили служить инструктором в Nucleo Addestramento al Tiro in Picchiata di Lonate Pozzolo [учебный отряд пикировщиков в Лонате-Поццоло], но всего через несколько дней назначили командиром только что сформированной на Ju 87B-2 и R-2 239-й эскадрильи 97-й группы BaT [Bombardamento a Tuffo, т.е. пикирующих бомбардировщиков].
        Сначала группа занималась тренировочными полётами из Лечче (на «каблуке итальянского сапога»), а 20 ноября перебралась на Сицилию, приступив к выполнению боевых вылетов по морским целям, и 28-го на счёт Ченни записали один поражённый бомбой английский боевой корабль [на самом деле он тогда промазал по крейсеру HMS Glasgow].
        В первой половине декабря группа вернулась в Лечче и далее воевала на албанском фронте, проводя бомбардировки наземных и морских целей. Ченни тогда летал со стрелком примо-авиере Буссети [1º aviere - рядовой 1-го класса - Busseti], который по совместительству был артиллерийским фотографом и, соответственно, экипаж комэска кроме руководства ударами отвечал ещё и за фотоконтроль бомбометания. 4.4.41 в районе Корфу Ченни удалось прямым попаданием потопить транспорт Susanah.
        С 10 по 14 апреля 239-я эскадрилья побывала в командировке в Джези, летая через Адриатику на Югославию, а потом вернулась обратно на юг. 21.4.41 Ченни, возможно, потопил греческий транспорт Ioanna и в тот же день 97-я группа завершила своё участие в Греческой кампании, переключившись на патрулирование над Средиземным морем, пока не была расформирована 7 мая.
        Ставшая отдельной 239-я эскадрилья транзитом через Сицилию перебралась в Ливию, приступив к выполнению боевых вылетов 25 мая. Два месяца она воевала под Тобруком, а 18.7.41 была отведена в Бенгази, где занялась тренировками и прибрежным патрулированием.
        18 ноября её перевели на Сицилию и временно подчинили 101-й группе BaT, вместе с которой её экипажи успели совершить несколько вылетов против Мальты (не знаю, поучаствовал ли в них Ченни), но 26-го англичане в Ливии опять перешли в наступление, и эскадрилью срочно вернули на этот фронт. Второй «тур» в Пустыне 239-я провела в 27.11.~18.12.41, а потом передала последние исправные самолёты в другую часть, а сама отправилась на переформирование в Италию.
        Как раз в это время итальянцы решили перевести Ju 87 на ночное применение, к которому не были подготовлены ни самолеты (по приборному оборудованию), ни экипажи (по обучению), поэтому Ченни, как наиболее опытного из имеющихся летчиков-пикировщиков назначили на должность инструктора по ночным полетам в 1º Nucleo Addestramento Tuffatori di Lonate Pozzolo и попутно поставили командовать этим учебным отрядом.
        1.5.42 там же в Лонате-Поццоло под командованием Ченни сформировали 102-ю группу Tuff [Tuffatori - новое название для пикировщиков] в составе 209-й и 239-й эскадрилий. И в паре со 101-й группой она вошла в новый 5-й стормо Tuff.
        С 8 мая группа приступила к патрулированию над Тирренским морем, а 24-го перебазировалась на Сицилию, начав действия против кораблей в Тунисском проливе, а с 28-го приступив также к выполнению ночных рейдов на Мальту. После 10 июня перешли на дневные рейды, но 24-го вернулись опять к ночным. 25 августа поступил один [или всё же несколько?] Re.2001CN, который затем до сентября-октября использовался как эскортный ночной истребитель и, согласно одной из статей, был также опробован в качестве пикирующего бомбардировщика [не знаю, полетал ли тогда Ченни хоть раз на этом типе, или же пилотировал исключительно «Штуки»].
        7.11.42 102-ю группу вывели обратно в Лонате-Поццоло. Первоначально предполагалось перевооружить её на Ju 87D-3, но затем планы изменились, и в качестве нового вооружения для 5-го стормо выбрали Re.2002 в варианте истребителя-бомбардировщика. В конце декабря подразделения группы развели по разным аэродромом, и штаб [или, возможно, только часть штаба, но точно включая командира] вместе с 239-й эскадрильей сидел в Реджо-Эмилии, тренируясь на G.50bis. Самому Ченни впервые довелось облетать Re.2002 3.2.43, а в его группу эти самолёты начали поступать с 8 числа.
        В мае перевооружение завершилось, но на фронт группу отправили только после высадки союзников на Сицилии: 10 июля её перевели в Кротоне (на «подошве итальянского сапога»), где она тем же вечером начала штурмовку войск на плацдарме. В первом же боевом вылете погиб командир сторомо, и его преемником назначили Ченни, который в свои 28 лет стал самым молодым из итальянских авиационных командиров такого уровня.
        Следующие два месяца лётчики 5-го стормо выполняли миссии как обычные истребители, штурмовики (по наземным войскам) и пикировщики (по кораблям). Последние боевые вылеты они совершили 4 сентября по англо-американским войскам, высадившимся на территории «основной» Италии днём ранее.
        Так получилось, что эти вылеты состоялись уже после подписания соглашения о перемирии, но до того, как командирам на местах сообщили о нём, поэтому понесённые тогда потери оказались почти бессмысленными.
        Одним из вылетов того дня стал удар по десантным судам и войскам на плацдарме, проведённый 12 самолётами 5-го стормо во главе с его командиром. Их эскорт (10 MC.202 и 12 MC.205) чуть отстал и был связан боем с истребителями противника, а ударная группа отработала без противодействия (кроме зенитного огня) и начала отход. Ченни с ведомыми шёл замыкающим звеном, чтобы в случае необходимости прикрыть отступление подчинённых, и именно на них свалилась четвёрка «Спитфайров»-IX из 111-го сквадрона RAF.
        Одного ведомого англичане сбили сразу (он выпрыгнул с парашютом), второго через некоторое время (погиб), а Ченни довольно долго уворачивался и, согласно итальянским данным, не подтверждённым британскими источниками, он то ли сбил одного противника, то ли в результате активного маневрирования вогнал его в скалы [в разных описаниях этот момент даётся по-разному], но в итоге его всё же подловили и расстреляли. Слишком малая высота не давала шанса воспользоваться парашютом, и сбитый самолёт врезался в землю, похоронив лётчика в своих обломках.

Всего за время двух войн Ченни совершил более 200 б.в. (в т.ч. 46 во время Греческой кампании) и налетал 750 часов в боевых условиях, а обший его налёта составил 1460 часов.

Победы (Испания): 1-я и 2-я «наземные» - 15.9.36; 1-я воздушная - 26.9.36; 5-я, считая лично + в группе - 23.10.36; 5-я, считая только личные - 15.11.36. Всего 8 личных (в т.ч. 1 над «дирижаблем») и 2 в паре (в т.ч. 1 над «дирижаблем») [по другим данным всего было на одну личную победу меньше], плюс ещё 2 уничтоженных на земле.
        Победы (Вторая Мировая): 1-я - 13.7.43; 2-я и последняя - 4.9.43 в последнем воздушном бою аса. А ещё ему засчитали 2 потопленных и один повреждённый корабль.
        Итого в двух войнах: 10 побед лично и 2 в паре (считая только воздушные).

Награды (в порядке старшинства):
    - Medaglia d’oro al valor militare - 2.6.44 (посмертно);
    - шесть Medaglia d’argento al valor militare - 13.2.37, 3.7.37, 19.10.41, 28.1.42, 19.6.42 [в последнем случае указана дата представления, а не награждения] и 1.2.43;
    - Cavaliere dell’Ordine della Corona d’Italia;
    - три Croce al merito di guerra;
    - Medaglia commemorativa della campagna di Spagna - медаль учреждена 16.6.40;
    - Medaglia di benemerenza per i volontari della campagna di Spagna - учреждена 16.6.40;
    - немецкий Eisernes Kreuz II. Klasse.





Ченни сидит на обтекателе колеса одной из своих персональных «Штук» в бытность комэском-239. Это был борт 239-1, -10 или -11.

послевоенные асы, извраты, неистребители асов, самол.Ju 87, Италия, ww2, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up