... извращения (356)

Apr 06, 2022 11:30


боковик из Ле-фана-дель’Авиасьён №1/2019


MS.406 сер.№ 678 (крыльевой код L-707), приписанный к штабу GC I/2 и весной 1940 бывший персональным самолётом одного из помощников командира группы пилота-резервиста су-лейтенанта Андре Дюбоне.

[__био__]

Андре Дюбоне, 1897 г.р.

Сын и внук успешных предпринимателей, он с братьями с детства любил спорт, в том числе и «технический»: велосипедные и автомобильные гонки, воздухоплавание и авиация. Впервые поднялся в воздух он ещё в 13 лет пассажиром у своего старшего брата Эмиля [Émile], пионера авиации и известного «баллониста», однажды побившего мировой рекорд дальности свободнолетающего аэростата. А водить авто стал ещё раньше.
        Когда началась война, он едва закончил школу и ещё не достиг призывного возраста, но 3.3.15, за три месяца до 18-летия всё же записался добровольцем в армию, для чего ему пришлось предоставить подписанное родителями разрешение («выбитое» под угрозой сбежать из дома и записаться в Легион).
        Начал службу водителем в 4e régiment d’artillerie [RA], а ровно через 7 месяцев, 3 октября, получил новое назначение в 103-й RA, но совсем-совсем ненадолго, потому что уже 11-го пришёл приказ о переводе в авиацию - наконец-то сработал один из его запросов на этот счёт.
        4.12.15 приступил к обучению в лётной школе в Бюке, но в феврале 1916 был отчислен из неё. Причины не известны, но, вероятно, дело было в дисциплине.
        25.2.16 несостоявшийся авиатор получил назначение в 117e RA и примерно месяц-полтора воевал в нём под Верденом, а затем был направлен в Бурж изучать траншейные мортиры в Centre d’instruction Crapouillot и после завершения переподготовки получил 21.4.16 назначение в действовавший в район Лана 41e RA [все прежние полки были RAL, т.е. “RA lourde”, а этот относился к RAC - “RA de campagne”].
        31.5.16 его опять перевели в авиацию, но на этот раз ту, которая легче воздуха, и 2 июня отправили для прохождения службы в 46e [есть ещё версия про 66-ю, но это, вероятно опечатка] compagnie d’aérostiers, ту самую, в которой Эмиль Дюбоне тогда служил наблюдателем, а неделю спустя стал командиром. Очевидно, он и устроил перевод младшему брату.
        20-28.9.16 наш герой отгулял отпуск, а с 5 октября отсутствовал в части по болезни. И пока он был на излечении, его перевели сначала в тыловое воздухоплавательное депо (dépôt du 1er groupe d’aérostation в Сен-Сире), а 29.1.17 опять определили на лётную подготовку, и 22 февраля он снова вернулся в число пилотов-курсантов лётной школы.
        29 марта ему выписали диплом военного лётчика за №5800, а на следующий день направили на «предбоевую» подготовку в GDE [Groupe des Divisions d’Entraîment], которую он проходил в дивизионе «Ньюпоров».

Звания (1): 3.3.15 - солдат 2-го класса; апрель 1917 - бригадье; середина октября [16 ноября ?!] 1917 - марешаль-де-ложи; 11.12.17 - разжалован в бригадье; 3.4.18 - марешаль-де-ложи; демобилизация 23.1.19.
        Звания (2): 1923 - сержант резерва; 25.9.37 - исключение из списков.

Части и кампании (1): летом 1917 воевал на Итальянском фронте в составе эскадрильи N.561 и летал на Nieuport 23, но встречи с противником у лётчиков части были слишком редкими, поэтому во время первого же отпуска во Франции (август 1917) он воспользовался связями отца, чтобы устроить себе перевод на Западный фронт.
        17.9.17 прибыл в Spa.3, где получил Spad 7 и 24-го совершил свой первый боевой вылет в новой части. 8.12.17 он летал там последний раз, а потом решил воспользоваться периодом плохой погоды, чтобы культурно отдохнуть в Париже, не став беспокоить начальство такими мелочами, как выписывание отпускных бумаг.
        Во французской авиации такое было обычным делом, главное было не попадаться, а Дюбоне то ли просто не повезло, то ли он слишком громко отдыхал, но в часть ему пришлось возвращаться под конвоем жандармов.
        Каких-либо заслуг перед авиацией за ним тогда ещё не числилось, поэтому на нарушителя спустили всех собак, подвергнув дисциплинарному взысканию, разжаловав и изгнав обратно «на землю».

16.12.17 Дюбоне вернулся обратно в 41-й артиллерийский. Во время немецкого весеннего наступления сумел отличиться в ходе большого отступления: в ночь на 25.3.18 смог починить два грузовика, застрявших на нейтральной полосе (точнее на территории, уже оставленной французами, но ещё не занятой немцами), и тем самым спас от поругания попадания в плен два 75-мм орудия. За это он получил сначала устную, а потом и письменную (в приказе) благодарность от комполка, возвращение снятого ранее звания и разрешение на уже третий по счёту перевод в авиацию.

Части и кампании (2): 25.4.18 вернулся обратно в Spa.3 и начал летать на Spad 13. Одержал 4 подтверждённые победы, потом отгулял отпуск (8~20.7.18), после которого добился ещё двух побед. Последний боевой вылет совершил 5.10.18, а потом свалился с инфлюенцией и 16-го был эвакуирован, встретив окончание войны в госпитале.
        Обратно в часть он уже не вернулся, будучи демобилизованным 23.1.19 прямо во время лечения (и потом кратковременно получал пенсию по инвалидности).

Победы: 1-я - 3.5.18; 5-я и 6-я - в двух вылетах 16.8.18. Всего 6 подтверждённых воздушных побед в ходе почти 200 боевых вылетов.

После войны Дюбоне, благодаря деньгам семьи, мог спокойно вести жизнь плейбоя.
        Об авиации он не забыл, и в 1920 приобрёл небольшой спортивный биплан Spad 29, на котором летал как минимум до 1922 года [сам аппарат был исключён из реестра в феврале 1929 как уничтоженный, но когда именно владелец перестал его использовать, мне не известно].
        Но главной его страстью всё же были автогонки, а также конструирование автомобилей, ну и, совмещая два хобби, гонки на сконструированных им автомобилях. В соревнованиях он начал участвовать в 1921 и продолжал как минимум до пятидесятых годов, разумеется, перейдя с возрастом с профессионального уровня на любительский.
        В тридцатых годах он более углублённо занялся конструированием, строя авангардные прототипы на шасси серийных машин. И не только рисовал новые корпуса, но и запатентовал конструкцию независимой подвески автомобиля, которую купили несколько фирм, включая General Motors, то есть оказался способен не только проматывать семейное состояние, но и преумножать его. А в 1935 Ford Motor Company купила его новый прототип автомобиля с обтекаемым (каплевидным) кузовом.

В 1923 Дюбоне записался в ВВС пилотом-резервистом, и 6.2.24 был определён в 34ème RAO (четыре группы разведчиков), 1 июня переформированный в RAM (добавили одну истребительную группу), но откровенно пренебрегал военной подготовкой и участием в сборах [они были строго добровольными], а потому так и остался в прежнем чине, а в 1937 по достижении предельного для сержантского звания возраста 40 лет был исключён из списков резерва.
        Это стало проблемой, когда после Мюнхена он с товарищами по ветеранской организации решил вернуться на службу. Однако, связи (личная дружба с тогдашним министром финансов) легко позволили обойти эту маленькую неприятность и получить чин офицера резерва.
        3.9.39 ас получил мобилизационное предписание и поначалу был записан в наземный состав ВВС, но через две неделе восстановлен в списках лётноподъёмного персонала. Далее он проходил переучивание в CIC [Centre d’instruction à la chasse] de Chartres [по другим данным Montpellier, хотя мог побывать и в обоих центрах], освоив там истребитель MS.406, а потом получил строевое назначение.

Звания (3): 1939 - су-лейтенант резерва; демобилизация 12.7.40.

Части и кампании (3): с 3.2.40 служил в штабе GC I/2 [его старая Spa.3 была одной из эскадрилий этой группы], числясь там одним из помощников командира. Летал на MS.406. Первый боевой вылет (эскорт разведчика Potez 63) совершил 24 марта в составе звена ещё одного аса Первой Мировой командана Марселя Коаду. После выполнения задания лётчики провели ещё свободную охоту, но противника так и не встретили.
        2.4.40, когда охотилась большая группа «Моранов», бои были, но не у того звена, с которым летел Дюбоне.
        А 23 апреля он всё же поучаствовал в своём единственном бою Второй Мировой: три «Морана» тогда в очередной раз сопровождали разведчик «Поте», но отвлеклись от него, чтобы атаковать одиночный Do 17 (тоже разведчик). Все трое (одним из пилотов там опять был Коаду) стреляли по «бошу», но сбить его так и не смогли.
        Не знаю, были ли у Дюбоне ещё боевые вылеты во время Странной войны, но после начала Блицкрига он точно в боях не участвовал, а всего за время службы в GC I/2 набрал 40 полётных часов.

Награды (без учёта «кампанейских» и памятных):
        - Croix de Guerre 1914-1918 avec 5 palmes et 1 étoiles de bronze - за одно упоминание в приказе по полку (7.4.18) [это была первая награда аса] и пять в приказах по армии (9.5.18, 25.5.18, 5.8.18, 9.9.18 и 8.2.19);
        - Médaille Militaire - 9.9.18;
        - Chevalier de la Légion d’Honneur - 23.1.34 [вручён он был, вроде бы, только в январе 1936];
        - Croix de Guerre 1939-1945 avec 1 étoile d’argent - за одно упоминание в приказе по дивизии (лето 1940);
        - вроде бы, в конце пятидесятых ему ещё дали Officier de la Légion d’Honneur, но точно в этом я не уверен.

После демобилизации проживал в Свободной зоне Франции (пока её тоже не оккупировали).
        Продолжал бизнес и социальную жизнь как до, так и после прихода немцев, что после освобождения посчитали «неправильным поведением», из-за которого асу отказали в сохранении за ним почётного офицерского звания.
        Но за исключением «экономического сотрудничества с врагом» в его счёт никаких обвинений не было, и прямых репрессий тоже. Однако, есть версия, что семейный ликёроводочный бизнес ему пришлось продать «Чинзано» не просто так.

Скончался 23.1.1980.



Франция, асы WW1, послевоенные асы, извраты, самол.Morane, aviation art, ww2

Previous post Next post
Up