вариант окраски из SAM-пабликейшнского авиейшн-гайда про «Бэттл»
Battle I бельгийский сер.№ T-71 (английские зав.№ F3271 и временный экспортный сер.№ F-23) из состава эскадрильи 5/III/3 Aé. Утром 12 мая 1940 этот самолет был поврежден огнем с земли во время развед-полета в секторе Хахт - Капеллен, но пилот премьер-сержант Морис Балас благополучно привел его обратно на аэродром Алтер под Гентом и ни он, ни его наблюдатель су-лейтенант Роэль [M.Roël] не пострадали. Аппарат же пошел на списание.
Морис-Артюр-Леон Балас был сыном бельгийского инженера, работавшего в России. Он родился 27 июня 1914, но не ясно по какому календарю, т.е. может быть как действительно 27 июня, так и 10 июля. С местом рождения тоже есть непонятки: в статье про него во французском журнале Avions говорят про Ржев, а в сети на сайтах про потери попадается информация про Киев, но последнее по идее может быть простой ошибкой перевода, т.к. французское написание Ржева [Rjev] на английское [Rzhev] совсем не похоже, зато его, особенно в рукописном варианте, легко можно принять за Киев [Kiev] (потери были английской авиации, а летчик - бельгийцем-франкофоном). После начала войны его отец остался работать в России, но после революции, решил, что пора валить, и в конце 1917-начале 1918 вместе с семьей добрался до Архангельска, оттуда морем в Англию, а уже после окончания войны вернулся в Бельгию. Впрочем, все это так, за ради прикола, и к делу оно не относится, в отличии от изложенного ниже...
Весной 1934 Балас-младший записался на службу в ВВС и в мае приступил к обучению в летной школе. В октябре следующего ему выписали пилотский диплом и через некоторое время после этого он получил первое строевое назначение.
Звания: по состоянию на май 1934 - солдат; в том же году стал капралом; по состоянию на октябрь 1935 - сержант; по состоянию на май 1940 - премьер-сержант.
Части и кампании: где-то после октября 1935, но не позднее марта 1936 направлен в 3/II/2 Aé “Cocotte Rouge” (истребители Firefly II); в 1937 переведен в состав 1-го авиаполка, не исключено, что в эскадрилью 3/II/1 Aé “Feuille de Houx” (разведчики Fox II и III); в 1939 переведен в 5/III/3 Aé “Faucon Egyptien” (бомбардировщики Battle I), и в том же году со второй попытки [первая была в 1937, но абитуриент зарезался на экзамене по нидерландскому языку] поступил в офицерскую школу и убыл на обучение. В мае 1940 он заканчивал первый курс, после которого должен был получить чин аджюдана, но 10-го после немецкого нападения все курсанты получили приказ срочно возвращаться в свои части, а их дальнейшее обучение замораживалось до окончания войны (или хотя бы кампании). В тот же день, или максимум следующим утром летчик прибыл в свою эскадрилью. В рейд на мосты 11-го он не попал, но готовился к запланированному то ли на вечер 11-го, то ли на утро 12-го вылету «второго раунда», пока испуганное потерями командование не отменило операцию. Вместо этого 12-го он поучаствовал в поминавшейся в начале поста разведке, и больше никаких подробностей по его боевым вылетам мне не известно. Возможно, что их и не было, т.к. летчиков осталось гораздо больше, чем исправных самолетов. 18 мая эскадрилья попала под бомбежку, лишившую её последних самолетов, после чего эвакуировалась во Францию. Известие о капитуляции персонал получил во время дальнейшего отступления на юг.
От командования пришел приказ на возвращение в Бельгию. Некоторые авиаторы решили уходить в Англию и сражаться дальше, но Балас предпочел вернуться домой к беременной жене. И тут неожиданно помогло преждевременное прекращение обучения - офицеров немцы могли увести в плен, а солдаты и унтер-офицеры их не особо волновали. 15 августа Морис добрался до Бельгии и вскоре после этого подал рапорт об увольнении «по причине демобилизации армии» и устроился на работу на предприятие к своему отцу. Через некоторое время он связался с Сопротивлением, присоединившись к одной из групп, действовавших в тесном контакте с английской разведкой, собирая информацию по активности немцев на аэродромах и транспортных магистралях. В начале 1942 немцы начали громить эту сеть шпионажа, и Балас решил бежать в Англию, а не дожидаться возможного ареста. 13 апреля он с еще одним пилотом уехал во Францию, чтобы далее добраться до нейтралов, но по дороге их задержала немецкая полиция. Немцев удалось убедить, что все дело было в простой поездке на юга для поправки здоровья, и обоих нарушителей просто депортировали обратно в Бельгию. Через неделю после возвращения Балас начал вторую попытку, на этот раз обратившись к товарищам по сопротивлению на предмет воспользоваться уже налаженными [в том числе и одним французским летчиком с алкогольным псевдонимом] каналами переправки авиаторов и секретных агентов в английский Гибралтар. 28 апреля он поднялся в спальный вагон компании «Митропа» в Брюсселе, потом в Париже пересел на местный поезд до Дижона и вечером 29-го, воспользовавшись пересменкой караулов, перешел демаркационную линию оккупированной и свободной зон Франции. 2 мая он вместе с другими бельгийскими беглецами добрался до американского консульства в Лионе, получив там документы франко-канадца, а 9-го то ли убыл, то ли прибыл поездом в Барселону. Там он сразу же был арестован и препровожден в лагерь для интернированных, но 26 августа в составе целой группы бельгийце-французов передан английским представителям. 9 сентября в Гибралтаре он записался в ряды Forces belges en Grande-Bretagne, а 30-го вместе с очередным морским конвоем отправился в Англию, прибыв туда 5 октября. Далее была проверка на предмет «казачков засланных» и принятие на службу 21 октября. В ноябре-декабре он восстанавливал навыки пилотирования, а 2 января приступил к переучиванию на боевой тип - двухмоторный бомбер «Веллингтон». Тут, очевидно, сошлось два фактора: достаточно большой возраст летчика, и его предшествующая служба на разведчиках-бомбардировщиках, но он все же сумел уболтать командование и через две недели перевелся на истребители, завершив подготовку 25 мая 1943.
Звания (II): конец декабря 1942 - пайлот-офицер добровольческого резерва RAF; по состоянию на июль 1943~июль 1944 - флаинг-офицер; по состоянию на январь 1945 - флайт-лейтенант.
Части и кампании (II): 31.5.43 прибыл в состав 41-го сквадрона RAF, вообще-то уже летавшего на Spitfire XII, но новичков пока тренировавшего на старых Mk.Vb, в тот же день он совершил первый тренировочный полет, а 6 июня признан боеготовым, но ни одного боевого вылета совершить так и не успел; 11.6.43 переведен в бельгийский 349-й сквадрон RAF (Spitfire Vb), еще только проходивший переучивание и боевую подготовку, поэтому боевых вылетов снова не было; не сошедшись с начальством и другими пилотами, запросил обратного перевода и с 20.7.43 числился убывшим в 41-й. На самом деле он туда не попал, а был поставлен приемщиком-испытателем новых «Спитфайров»; в одном из первых же полетов 25 июля он вынужден был покинуть аварийный борт, но прыжок откровенно не удался, и летчик серьезно повредил позвоночник, надолго попав в госпиталь. В часть [не знаю, депо это было, или MU какая-нибудь] вернулся 31.10.43; в ноябре, или самом начале декабря 1943 несколько дней прослужил в 611-м сквадроне (Spitfire LF.Vb), летать - летал, но до боевых вылетов дело опять не дошло. А в середине декабря вернулся-таки в 41-й сквадрон (Spitfire XII) и 20-го выполнил первый боевой вылет; в июле-августе эскадрилья участвовала в борьбе с «летающими бомбами», и Балас стал её лучшим фау-асом; потом было возвращение к обычным заданиям, перевооружение на Mk.XIV в сентябре, а в декабре - перебазирование на континент.
Победы над V1: 1-я - в первом же «анти-дайверском» патрулировании 3.7.44; 5-я - 26.7.44, 6-я и 7-я - 29.7.44, причем первой из них ему удалось ему удалось добиться без единого выстрела, или соприкосновения двух летательных аппаратов: при атаке на встречных курсах бельгиец ошибся в расчетах и вышел из пикирования прямо перед целью, лишь в последний момент сумев «поднырнуть» под неё, чтобы избежать лобового столкновения; зато спутная струя от его самолета дестабилизировала полет «бомбы», и её автопилот не справился с управлением, поэтому когда летчик завершил разворот, он увидел, что Фау сама по себе падает в море. Всего у него было 6 личных побед и 2 в паре, что дало 7 «целых» побед на счету. Победы над самолетами: единственный успех - “Damaged” в своем последнем воздушном бою 23.1.45.
23 января 1945 Балас не вернулся из боевого вылета. Судя по всему, он был сбит в воздушном бою с Fw 190D-9 из III./JG 54, но свидетелей этого не было, поэтому летчик числился просто пропавшим без вести, а семью известили, что их муж/сын мог оказаться в немецком плену. Но в июле 1945 было определено место падения самолета и захоронения пилота.
вариант окраски из HPM № 5/2009
Как видно, оба художника показали борт T-71 окрашенным по схеме “B”, в то время как я лично на фотографиях вижу схему “A” (вот как у этого ирландца). Даже подумывал переделать профиль в правый борт и отзеркалить вид сверху, но в последний момент заленился фотошопить.
T-71 на аэродроме:
Тут от него только руль поворота виден.
T-71 летит в паре с другим аппаратом:
И ведет всю эскадрилью (два варианта одной и той же фотографии):