... извращения (159)

Mar 01, 2017 11:30


слегка подправленный (окраска коков) боковик из инструкции к декали HADmodels, выпускавшейся в 1:144 и 1:72


Ил-18В сер.№ 181002903, регистрация HA-MOC - лайнер венгерской авиакомпании Malév, который 28 августа 1971 выполнял рейс № 731 из Осло в Будапешт с промежуточными посадками в Копенгагене и Берлине. При заходе на первую посадку, уже на глиссаде, самолет внезапно «нырнул» вниз и упал в воду пролива Эресунн. Спаслись только три пассажира, сидевших в хвосте салона, а остальные 22 и 10 членов экипажа погибли.
    КВС’ом в этом полете был Дежё Сентдьёрдьи, старый и заслуженный летчик с уже 11-летним стажем капитанства на Ил-18, которому до выхода на пенсию оставалось менее трех недель.

Точные причины катастрофы остались не выяснены (в т.ч. из-за отсутствия «черного ящика» - HA-MOC был предпоследним Ил-18, не успевшим его получить), но предполагали внезапный нисходящий поток воздуха (было еще пару подобных случаев).







Страница с видами сверху/снизу из той же инструкции. Показан другой борт, но все венгерские Ил-18 были одинаковыми, за исключением окраски коков и последней буквы регистрации

картина художника Ferenc Vincze, показывающая самолет на тот же период



[био]

Дежё Сентдьёрдьи, 1915 г.р.
        В 1933 добровольцем записался в тогда еще секретные венгерские ВВС. Надеялся стать пилотом, но не прошел по образовательному цензу и был определен в механики. Три года спустя его все же направили в летную школу, из которой в 1938 выпустился летчиком-истребителем.

Звания [табель-о-рангах см. тут]: 1933 - гонвед; ... ; по состоянию на 1942 - эрмештер; осень 1943 - тёржёрмештер; осень 1944 - заслош [в отличии от имперских времен это звание было уорент-офицерским]; по состоянию на конец войны был хаднадь-хейетешем [Hadnagy-helyettes - «и.о. лейтенанта», что-то вроде старого имперского офицерс-штелльфертретера].

Части и кампании: 1938 - вадас-сазад 1/2 [истребительная эскадрилья, а номер расшифровывается как «2-я эскадрилья 1-го полка»], истребители Fiat CR.32; март 1939 - участие в присоединении Карпатской Украины и боевых действиях против Словакии (один боевой вылет 24-го); апрель 1941 - двухнедельная кампания против Югославии; в июне 1941 эскадрилья была оставлена во втором эшелоне по причине заведомого устаревания техники.
        Конец 1941, или весна 1942 - перевод в эскадрилью 1/1 и переучивание на Re.2000; восточный фронт с начала июля 1942; в октябре-ноябре эскадрилья прошла перевооружение на Bf 109F и в декабре возобновила участие в боевых действиях; конец лета 1943 перевооружение на Bf 109G-2; начало сентября прекращение боевых вылетов и возвращение эскадрильи в Венгрию.
        1943-44 служба в ПВО Венгрии на Bf 109G-2, позже G-6; 1.5.44 переименование из 1/1 в 101/2; весна 1944 - фактическое начало боевых действий против союзников (до того летчикам запрещалось препятствовать пролетам самолетов, чтобы не мешать сепаратным мирным переговорам).
        С конца октября 1944 до конца войны действия против советской авиации.

Победы:
        7.8.42 в составе звена атаковал тройку бомбардировщиков, бомбивших венгерские позиции, и то ли лично сбил, то ли поучаствовал в сбитии одного из них, оказавшегося на поверку немецким He 111. Так как тут был обоюдный косяк, то инцидент благополучно замяли, списав все на неизбежные на войне случайности. Но победы летчикам зажали, хотя могли бы и засчитать...
        26.6.43 1-я официальная победа в 92-м боевом вылете на восточном фронте; 5-я победа 3.8., а всего за первый «тур» их было 7.
        Летом 1944 в ПВО 5 личных и 1 «парная» воздушные победы над американскими самолетами.
        С ноября 1944 по апрель 1945 одержал еще 18 побед на востоке.
        Итого за время войны он одержал 30 личных и 1 групповую подвержденные победы, несколько неподтвержденных и сверх того сбил по ошибке два немецких самолета [но в разных документах его счет гулял от 29½ до 34 побед] и стал лучшим асом Венгерского королевства.

Май-ноябрь 1945 американский плен, потом репатриация.
        В ноябре 1946 со второй попытки устроился на работу в авиакомпанию Maszovlet [Magyar-Szovjet Polgári Légiforgalmi Rt. = Венгерско-Советская Авиакомпания], прошел переподготовку и с 1947 начал летать 2-м пилотом на Ли-2. В феврале 1949 первый рейс в качестве КВС-стажера, а с июня уже полноценный КВС.
        В декабре 1950 арестован [обвинение не знаю, но, вероятно, что-нибудь про контрреволюцию] и отсидел до августа 1956. В ноябре вернулся на прежнее место работы, сменившее к тому времени вывеску на Malév [Magyar Légiközlekedési Vállalat = Венгерская Авиационная Компания]. С марта 1957 вышел на рейсы в кач-ве 2-го пилота Ли-2, в апреле вернул себе капитанство на нем же.
        В сентябре 1957 начал летать на Ил-14. В начале 1960 в СССР прошел переучивание на Ил-18 и с июня начал выполнять на нем рейсы.



оригинальный боковик от HADmodels




Внешний вид того же самолета по состоянию на начало-середину шестидесятых годов, пока в "Малеве" не отменили цветовую дифференциацию штанов коков разных Ил-18. Я не знаю, когда именно на этом аппарате начал летать Сентдьёрдьи, но практически невероятно, чтобы он не полетал на нем во времена красных коков, т.к. это был один из трех бортов, имевшихся у венгров в 1960-62 гг, и один из шести, имевшихся в 1964-66 гг.

боковик, найденный в сети (авторство и так понятно)


еще один сетевой боковик и его увеличенный фрагмент




Фотографии HA-MOC на разное время:



Будапешт, точной датировки нет, но коки еще красные



Москва-Шереметьево, середина шестидесятых



Лондон-Хитроу, лето 1966



Там же, август 1966



Стокгольм-Арланда, декабрь 1966



Цюрих, октябрь 1969

Ну и подборка фотографий понятно откуда:















послевоенные асы, извраты, Венгрия, самол.лайнеры 45, cold war, гражданские асы, флюг-капитаны, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up