Английские авианосцы Первой Мировой

Apr 25, 2016 11:30



   



        Немного о терминологии:
    - гидроавианосец (первоначально Parent Ship of Naval Wing RFC и Parent Ship for Seaplanes, а с 1914 Seaplane Carrier) - носитель гидросамолетов;
    - смешанный авианосец (Mixed Aircraft Carrier) - носитель гидросамолетов со взлетной площадкой (или рампой) для палубного старта (с неё могли запускаться как колесные самолеты, так и поплавковые аппараты, установленные на специальные тележки). Так классифицировался только «Виндекс», но я предпочитаю использовать этот термин для обозначения всех подобных кораблей;
    - авианосец (Aircraft Carrier): в широком смысле носитель любых самолетов, в узком - только колесных аппаратов, и в данном случае используется второе определение;
    - аэростатоносец (Balloon Ship) - носитель аэростатов.

Колонки таблицы:
    1) Номер по порядку в моем списке (нумерация начинается с 3, т.к. до «Гермеса» были еще эксперименты со взлетными рампами на двух линкорах);
    2) Название (русский вариант дается по справочнику);
    3) Стандартное водоизмещение в тоннах (английских, которые 1016 кг);
    4) Брутто-регистровый тоннаж (т.е. объем внутренних помещений судна) в регистровых тоннах (1 тонна = 100 кубических футов или 2.83 кубометра). По понятным причинам дается только для бывших гражданских судов;
    5) Длина в метрах: если указаны только цифры, значит это полная длина, а если добавляется «pp», то это длина по перпендикулярам (это от начала ватерлинии до оси вращения руля);
    6) Число самолетов и аэростатов (обозначаются как «KB») в авиагруппе;
    7) Период службы в качестве авианосца;
    8) Комментарий (если требуется).

Первый английский авианосец (точнее, авианесущий крейсер, т.к. артиллерийское вооружение корабля осталось без изменений), переоборудованный из старого бронепалубного крейсера типа «Хайфлаер» [Highflyer]. 3 HMS Hermes
«Гермес» 5880
(5650?) --- 113.4 4
3 5-12/13
8-10/14 † смешанный авианосец
гидроавианосец         По опыту участия авианосца в маневрах флота 1913 года было принято решение о заказе специализированного корабля, которым стал «Арк Ройал». В 12/13 демонтирована взлетная рампа и корабль выведен в резерв. С началом войны вновь возвращен в строй в качестве транспорта для RNAS.
        31.10.14 потоплен немецкой подводной подводной лодкой U27.

Гидроавианосцы, переоборудованные из почтово-пассажирских пароходов, ходивших через Канал. 4 HMS Riviera
«Ривьера» 2550 1783
(1675?) 96.3pp 4 8/14-1919 5 HMS Engadine
«Энгадайн» 1881 1676 96.3pp 4 9/14-12/19 6 HMS Empress
«Эмпресс» 2540 1694 98.5
(94.8pp) 6 10/14-11/19

Первый смешанный авианосец, пусть с него и не было совершено ни одного палубного старта.
        Первый авианосец «специальной достойки» - недостроенный «торговец», выкупленный специально для переоборудования в авианосец, но не успевший вступить в строй до начала войны. 7 HMS Ark Royal
«Арк Ройал» 7080 --- 111.6 7~12 12/14-2/44         Остался в строю и после окончания войны, в 12/35 переименован в Pegasus, чтобы освободить имя для нового авианосца.

Немецкие сухогрузы, захваченные англичанами в августе 1914 и переоборудованные затем в импровизированные авианосцы. Первоначально относились к вспомогательному флоту и были укомплектованы смешанным гражданско-флотским английским экипажем и французскими самолетами и авиационным персоналом, а летом 1915 были приняты в состав ВМВ (именно эта дата приведена в скобках). 8 HMFA Rabenfels ->
HMS Raven II / «Рэвен II» 6000(?) 4678 119pp 2 12/14(6/15)-7/17 9 HMFA Aenne Rickmers ->
HMS Anne / «Энни» 7000 4083 111.9pp 2 1/15(8/15)-8/17         «Англизированные» названия кораблям присвоили в августе 1915.

Гидроавианосец (исходно смешанный, но взлетную платформу после первых же испытаний демонтировали), переоборудованный из пассажирского парохода с острова Мэн. 10 HMS Ben-My-Chree
«Бен-Май-Кри» 3888 2651 118
(114.3pp) 4~6 3/15-1/17 †         11.1.17 потоплен турецкой береговой артиллерией.
        Взятое из справочника русское название - это транскрипция с английского, но имя корабля было на мэнском языке (один из кельтских диалектов). Т.е. должно быть что-то вроде «Бен-Мэ-Хри», или для пущего благозвучая «Бен-Мэ-Кри» (переводится как «Женщина моего сердца»).

Смешанные авианосцы, конверсированные из разных гражданских судов (два последних выкуплены на этапе постройки). 11 HMS Campania
«Кампания» 18000 12884 189.6 10~12
+1KB 4/15-11/18 †         5.11.18 сорван ветром с якоря, последовательно столкнулся с двумя кораблями, получил пробоину и сел на дно на мелководье. Не восстанавливался.

12 HMS Vindex
«Виндекс» 2950 1957 110 7 11/15-2/20 ex-Viking 13 HMS Manxman
«Мэнксмэн» 3090 2048 103.9
(101.8pp) 8 12/16-2/20 14 HMS Nairana
«Найрана» 3070   ? 107.3 7~8 8/17-1920 15 HMS Pegasus
«Пегасус» 3300 2450 101.2 9 8/17-1931 ex-Stockholm

Импровизированные гидроавианосцы ПВО без проведения сколько-нибудь серьезных доработок. Колесные пароходы-железнодорожные паромы, проходящие в списках флота как «Fleet messenger» и «Paddle Air Service Scout». 16 HMS Brocklesby
«Броклсби»   ? 508 59.4 2~3 3/16-6/17 17 HMS Killingholme
«Киллингхолм»   ? 508 59.4 2~3 3/16-4/17

Аэростатоносец (исходно - грузовое судно), который в гидроавианосец не перестраивался, но самолетами оперировал. 18 HMS Manica
«Маника» 6000(?) 4120 110pp 1KB
1+1KB 3/15-начало 1916
весна 1916-5/17         В 8/17 переименован в Huntball.

Бывший аэростатоносец (исходно - гражданское судно; есть указание на пассажирские фунцкии, но я в этом не уверен), конверсированный в гидроавианосец. 19 HMS City of Oxford
«Сити-оф-Оксфорд» 7450
(6450?) 4019 128.3 1KB
4 7/15-3/17
7/17-11/18 аэростатоносец
гидроавианосец

«Настоящие» авианосцы, переоборудованные из боевых кораблей. 20 HMS Furious
«Фьюриес» 19100 --- 239.7 8
16~20 7-11/17
3/18-9/44 смешанный авианосец
авианосец         Переоборудован из строящегося легкого линейного крейсера. В 1917 году сохранял одну из башен главного калибра, а потому может считаться крейсером-авианосцем.

21 HMS Vindictive
«Виндиктив» 9750 --- 184.4 6~12 10/18-3/23         Переоборудован из строящегося легкого крейсера «Кавендиш» [Cavendish].

Гладкопалубные авианосцы, переоборудованные из гражданских и боевых кораблей. 22 HMS Argus / «Аргус» 14550 --- 172.5 20~21 9/18-1944         Переоборудован из строящегося для Италии пассажирского лайнера «Конте Россо» [Conte Rosso].

23 HMS Eagle / «Игл» 22960 --- 203.3 на 11.11.18 находился в постройке         Переоборудован из строящегося линкора India (несостоявшийся чилийский Almirante Cochrane)

24 HMS Hermes / «Гермес» 10850 --- 182.3 на 11.11.18 находился в постройке         Первый в мире авианосец специальной постройки. Проект разработан на базе легких крейсеров типа «Кавендиш».

Гидроавианосцы на базе каспийских пароходов, использовавшиеся в ходе интервенции в Россию. 25 HMS Alader Yousanoff   ? 2071   ? 2 1-8/19         Бывший танкер «Алейдар Усейнов». В 10/19 переименован в «Волгу».

26 HMS Orlionoch   ? 1406   ? 2 7-8/19         Бывшее грузо-пассажирское судно «Орленок».

флот, справочник, ww1, Британское Содружество, post-ww1

Previous post Next post
Up