... извращения (102)

Feb 01, 2016 11:30


боковик из эр-бритейновского «Мартинсайд-файла»


Martinsyde Type A Mark I - коммерческий самолет с гражданской регистрацией G-EAMR, на котором в декабре 1919 капитан Седрик Э. Хауэлл пытался совершить дальний перелет по маршруту Англия - Австралия.


        В марте 1919 австралийское правительство объявило награду в £10000 первому австралийцу, который сумеет совершить такой перелет за время не более 30 суток «брутто». Позже условия были дополнены тем, что самолет обязан быть английским, а стартовать он должен либо из гидроавиастанции Калшот (для гидропланов), либо с аэродрома Хаунслоу (для колесных машин).
        Несколько фирм и частных лиц решили побороться за этот приз, и одним из «соискателей» стала компания «Мартинсайд», решившая подготовить к дальнему перелету свой трехместный грузопассажирский лайнер A.I. Сначала фирмачи договорились с капитаном Харри А. Ригби [Harry A. Rigby, 6 побед], но позже тот отказался от участия, и в официальном пресс-релизе от 15 августа пилотом был назван капитан Хауэлл. С ним было заключено соглашение, по которому в случае получения приза он передаст фирме 80% суммы и будет затем работать на неё не менее полугода.
        Ровно месяц спустя было названо имя второго члена экипажа - механика и по совместительству штурмана капрала (по другим данным сержанта, или эр-механика) Джорджа Х. Фрейзера [George H. Fraser], которого в прессе потом часто называли Хенри (по второму имени).

Для перелета был отобран стандартный самолет, на котором увеличили емкость бензобака и установили компас «особой модели». В сентябре ему присвоили гражданскую регистрацию, но сертификата летной годности так и не выдали (в принципе, для «перелетчика» он и не требовался).
        Старт перелета был запланирован на конец ноября 1919, но его пришлось отложить на неделю из-за плохой погоды. 2 декабря Хауэлл перегнал машину с заводского аэродрома в Бруклендсе в Хаунслоу, а в 9:34 утра 4 декабря экипаж начал свой австралийский перелет.
        Первая остановка была в Париже, где авиаторы застряли на два часа из-за неисправности бензонасоса, поэтому до вечера они долететь до Лиона не успевали и, попав в плохую погоду, приземлились на небольшой ровной площадке у Дижона, подломив в процессе хвостовой костыль.
        Следующим утром они намеревались долететь до Пизы, но сначала сбились с курса из-за сильного бокового ветра, а потом попали в плохую погоду и сели в Тулоне. Через 2 часа распогодилось и самолет благополучно пересек Генуэзский залив и около 3:30 пополудни совершил посадку на аэродроме Пизы. Весь остаток это дня и начало следующего Фрейзер пилил-строгал в аэродромных мастерских новый хвостовой костыль, а после обеда австралийцы перелетели в Неаполь (по плану им нужно было в Таранто, но стемнело бы раньше, чем они туда добрались).
        7 декабря с утра шел проливной дождь и дул сильный ветер, но авиаторы все же решили рискнуть и пройти очередной этап маршрута, однако из-за дальнейшего ухудшения погоны едва долетев до Салерно вынуждены были возвращаться обратно. На следующий день погода улучшилась и самолет без происшествий достиг Таранто.
        В 11:15 9 декабря Хауэлл и Фрейзер взлетели и взяли курс на Афины, где планировали приземлиться после трех часов дня, но ни в заданное время, ни потом G-EAMR там так и не появился.

12 декабря британскому консулу на острове Корфу (Керкира) сообщили об английском самолете, севшем на воду залива Святого Георгия в трех милях от берега. Консул на принадлежавшем ему буксире прошел на указанном расстоянии от суши вдоль всего западного и северного побережья острова, но так ничего и не нашел.
        А на следующий день агент Ллойда, также получивший то сообщение, на авто добрался до залива и, арендовав у местных жителей небольшую лодку, нашел самолет на мелководье (12 футов глубины) всего в 300 метрах от берега. Машина частично погрузилась в воду, оставив на поверхности хвост и одно крыло, но внешне оставалась целой, т.е. была посадка, а не падение. Тела авиаторов найдены тогда не были.
        Хозяин прибрежной гостиницы рассказал, что около половины восьмого вечера 9 декабря появился самолет, сделавший четыре круга над заливом, а потом севший на воду в 250 ярдах от берега. Он слышал крики о помощи двух людей, но из-за слишком сильного волнения не смог спустить на воду свою лодку, и поэтому мог лишь зажечь фонари, чтобы указать летчикам направление на берег. Примерно через час крики прекратились. На утро он увидел самолет все еще на плаву, но на борту никого не было.
        Позже тело пилота вынесло на берег, на нем были одеты брюки и два свитера, а летного реглана и обуви не было. При нем были часы, стрелки которых остановились на 2:50. Тело механика так и не было найдено.
        Не известно, что же случилось с самолетом во время его последнего полета и почему он вообще оказался так поздно в районе острова, лежащего посередине намеченного маршрута.
        Родные Седрика Хауэлла не были удовлетворены фактическим отсутствием расследования катастрофы. Ссылаясь на трехдневную задержку сообщения о падении самолета, они предполагали, что местные жители просто занялись многовековым промыслом островитян Средиземноморья: ограблением и убийством потерпевших крушение мореходов (в данном случае - севших на вынужденную посадку авиаторов).
        Убийство - это, разумеется, ничем не доказуемая гипотеза, но деньги, которые были у летчика точно пропали.


        Седрик-Эрнест Хауэлл начал воевать рядовым в австралийской пехоте в Галлиполи, а потом снайпером на Сомме. В 1917 он перевелся в Королевский Летный Корпус и после завершения обучения прибыл в октябре на западный фронт в состав 45-го сквадрона (истребители «Сопвич Кэмел»).
        В ноябре эту часть перебросили на итальянский фронт, и с января по июль 1918 лейтенант (с июня - капитан) Хауэлл одержал 19 подтвержденных воздушных побед, в т.ч. 5 в ходе одного воздушного боя 12 июля и 4 то ли в одном долгом воздушном бою, то ли в двух отдельных воздушных боях одного боевого вылета 13 мая.
        В начале августа он закончил свой боевой тур и вернулся в Англию и до конца войны служил инструктором в летной школе.


G-EAMR во время испытаний на поплавковом шасси, превращавшем самолет в «Type AS». На поплавки машину планировали переставить в Калькутте, а колеса вернуть уже в Дарвине.


Перед стартом перелета.



Взлет из Хаунслоу.

И несколько газетных фотографий:






асы WW1, послевоенные асы, извраты, Британское Содружество, post-ww1, гражданские асы, самол.Martinsyde, aviation art, герои-перелетчики

Previous post Next post
Up