... не совсем извращения (04)

Jan 07, 2016 11:30


боковик в исполнении М.Быкова aka owl_99


Sopwith 1A2 (французский лицензионный Sopwith 1½ Strutter), на котором зимой 1918-199 гг летал командир 1-го славяно-британского авиаотряда капитан королевских ВВС Александр Александрович Козаков. Серийный номер аппарата не известен, а потому на варианте окраски условно не показан.


        Поручик уланского полка А.А.Козаков еще до войны перевелся в авиацию и в январе 1914 был зачислен курсантом в летную школу. Фактически, обучение он закончил еще в сентябре месяце, но ввиду нехватки техники прибыл на фронт только в декабре и был зачислен в состав 4-го корпусного авиаотряда.
        В марте 1915 он одержал свою первую воздушную победу, таранным ударом сбив самолет противника. В июне был произведен в штабс-ротмистры, а в августе (или сентябре?) назначен командиром 19-го као. В августе следующего года эта часть, сохранив прежнее «разведывательное» название, была преобразована в истребительную и вошла в состав Особой (с марта 1917 1-й Боевой) авиагруппы.
        С февраля 1917 Козаков исполнял обязанности командира группы, а в апреле был официально утвержден в этой должности и произведен в ротмистры, а в сентябре - в подполковники.
        Всего за время «империалистической» войны А.А.Козаков «поучаствовал» в 20 воздушных победах, из которых 15 или 16 были записаны на его счет. Он был асом №1 в русской авиации и на восточном фронте вообще.

В июне 1918 гражданин Козаков добрался до контролируемого союзниками Мурманска. Вообще-то он и другие русские летчики надеялись, что их отправят на западный фронт, но вместо этого англичане предложили им записаться в начавший формирование Славяно-британский авиационный корпус.
        «Бывший подполковник» сразу отказался от предложенной ему по-началу штабной должности, приняв вместо неё командование 1-м авиаотрядом и получил чин лейтенанта RAF. В августе повел отряд в бой и в том же месяце произведен в капитаны.
        В мае следующего года он в течении нескольких недель исполнял обязанности командира Двинского дивизиона, а затем после реорганизации авиации Славобрита произведен в майоры и поставлен во главе 1-го дивизиона.
        1 августа Козаков решил облетать только что отремонтированный истребитель и заодно проводить двух своих товарищей, переведенных в Сибирь к Колчаку. После взлета он набрал высоту 100 метров, а затем «при полном повороте направо самолет перешел на нос и при работающем моторе, врезался в землю возле одной из палаток» на краю аэродрома...

P.S. все даты 1914-1917 гг приведены по юлианскому календарю, а 1918-1919 - по григорианскому.



Двинской Березник, 7 декабря 1918. Капитан Козаков с наблюдателем-канадцем Норманом Шрайвом вылетают на разведку.

асы WW1, послевоенные асы, извраты, Британское Содружество, post-ww1, самол.Sopwith, Россия, aviation art

Previous post Next post
Up