Многие, наверное, видели этот теплоход. «Антон Чехов» - первый теплоход серии Q-056 австрийской верфи в городе Корнойбург был спущен на воду в 1977 году. По тем временам это были невиданные по комфорту теплоходы. Надо сказать, что и сегодня они выгодно выделяются среди четырехпалубных "собратьев". Правда серия оказалась очень недешевой, и советский «Судоимпорт» заказал и получил только два таких теплохода - «Антон Чехов» и «Лев Толстой».
(Фото: Сергей Витко)
Если «Лев Толстой», придя на Волгу, остался работать здесь, то у «Чехова» путешествия выдались посерьезнее - теплоход был еще во время строительства распределен в Енисейское речное пароходство. Обо всех приключениях теплохода «Антон Чехов» отлично рассказал его капитан в 2003 году, когда теплоход еще работал на Енисее.
«Закладка киля теплохода «Антон Чехов» произведена 4 ноября 1976 года. Спуск со стапелей на воду состоялся 17 июля 1977 года. Затем - достройка и оборудование на воде. 1 апреля 1978 года была произведена предварительная техническая приемка теплохода. Судоверфи «Линц-Корнойбург» находились на Дунае в 18 километрах от Вены. Эти верфи строили пассажирские суда, дноуглубительные снаряды и плавкраны в основном для Советского Союза. С распадом Союза не стало для верфей заказов, и они прекратили свое существование. Итак, после постройки путь у «Антона Чехова» до места приписки - Красноярска предстоял нелегкий: Дунай, Черное и Азовское моря, Дон, Волго-Донской канал, Волга, Волго-Балт, Нева, Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево и Карское моря. Красив голубой Дунай, но судоходство для крупных теплоходов на нем довольно сложное. Особую неприятность им доставляют низкие европейские мосты. И самые невысокие из них - у наших братьев-славян в Югославии. Чтобы пройти их, пришлось «Антону Чехову» "снять шапку". Были сняты и установлены на баржу ходовая рубка, вся надстройка на солнечной палубе - каюта капитана, служебные каюты, радиорубка, кинозал и дымовая труба. Так как теплоход шел своим ходом, для управления им была сооружена небольшая временная рубка. Баржу со снятыми с солнечной палубы надстройками буксировал другой теплоход. В таком необычном виде «Антон Чехов» подошел к самому низкому югославскому мосту в городе Нови Сад. Но и в усеченном состоянии пройти под мостом он не мог: не хватало высоты моста сантиметров 30 - 40. Теплоход сделал оборот и стал на якорь. Стали думать, что делать дальше. Было предложение подождать, пока уровень воды в Дунае упадет сантиметров на 50. Но своенравен гидрологический режим этой реки. Уровень мог не понизиться в течение всей навигации. Были и такие случаи. И тогда «Чехову» предстояла бы стоянка до следующего, семьдесят девятого года. Приняли второй, довольно рискованный, вариант. Закачали в кормовые балластные танки и междудонку триста с лишним тонн воды, притопив тем самым корму теплохода сантиметров на 60, и начали задним ходом потихоньку двигаться под мост, не выбирая якорей, чтобы в любой момент можно было остановиться. Подползли под мост до середины теплохода, остановились: носовая часть не вписывалась в пролет моста. Тогда перекачали балласт из кормовых танков в носовые, притопив теперь уже носовую часть теплохода. И снова потихоньку потянулись назад. Несколько сантиметров отделяли верхнюю палубу теплохода от нижней кромки моста, но все закончилось благополучно. Выбрали якоря, развернулись и - полный ход в Румынию. В румынском порту Галац, на судостроительном заводе, «Антону Чехову» водрузили на место рубку, каюты, кинозал и трубу. Все надежно приварили. Установили и наладили оборудование. 30 июня 1978 года - ходовые испытания, акт приема-передачи, на корму - Государственный флаг СССР - это и есть день рождения «Антона Чехова».
1. Фото: Туруханск-Регион. "Антон Чехов" на стапеле завода в Корнойбурге.
Обычно небольшие речные суда, следующие на сибирские реки с Волги и Балтики, выходили в Белое море через Беломорканал. «Чехов» это сделать не мог, так как ширина шлюзов в Беломорском канале 14 метров, а его ширина -16,5 метра. Тут уж один путь - Балтика и вокруг Скандинавии. В Ленинграде с целью обеспечения безопасности перехода на теплоход была привлечена наука - сотрудники Ленинградского института инженеров водного транспорта. Ученые мужи посмотрели, посчитали и рекомендовали: во-первых, произвести конвертовку теплохода, т. е. закрыть все окна на главной палубе дюралевыми щитами, чтобы в случае шторма их не выбило волной; во-вторых, до Карских ворот, до встречи с ледоколом, идти в сопровождении буксира-спасателя. И «Чехову», после выполнения работ по конвертовке и оформления документов, сопровождающим был придан морской буксир с родным нам, красноярцам, названием «Малый Таймыр». 26 августа 1978 года маленькая эскадра - «Чехов» и «Малый Таймыр» - покинула гостеприимные невские берега и двинулась в далекий тринадцатитысячекилометровый путь на Енисей.
В территориальных водах Финляндии, Швеции, Дании никаких препятствий со стороны властей этих стран караван не встретил. Но когда вошли в пролив Скагеррак, что омывает южные берега Норвегии, местные власти в лице береговых наблюдательных постов порекомендовали каравану уйти дальше в море и не заходить в территориальные воды страны, так как проход в них стратегическим судам запрещен. Хорошо, что Норвежское море оказалось гостеприимнее наших северных "добрососедей". Море было спокойным, и можно было уйти подальше от берегов. Через трое суток за кормой осталась Норвегия. Караван входил в Баренцево море. Тут уже Заполярье. Дохнул холодком норд-ост. Потянулись низкие, черные облака. Покатились тяжелые, словно свинцовые, волны. Час от часу ветер крепчал. Суда начало раскачивать, а до Мурманска еще далековато. Играли белые "барашки", с гребней которых ветер начал срывать клочья пены и миллиарды брызг. После полудня норд-ост усилился баллов до шести с половиной. Качка тоже усилилась, но раскачивало «Чехова» без резких рывков, медленно и плавно. Порою волны прокатывались по главной палубе. Вот и первое испытание «Антону» - как он оправдает свой класс "М"? Ничего, оправдывал, держался молодцом, хотя пришлось немного убавить ход: слишком уж сильными были удары волн в левую скулу, отчего фонтаны брызг долетали до рубки.
Путь до Карских ворот преодолели легко - за двое с небольшим суток. Юго-восточные и южные ветры отжали льды на север, к Полюсу, поэтому и в Баренцевом, и в Карском морях Северный морской путь был чист. В проливе Карские ворота «Чехова» поджидали ледокол «Капитан Сорокин» и два морских транспорта, шедших на восток, то ли в Хатангу, то ли в Тикси. В компании двух грузовых судов и ледокола «Капитан Сорокин» через трое суток прибыли на Диксон. Тепло распрощались с попутчиками, и 5 сентября 1978 года «Чехов» направился к месту своей постоянной службы - на Енисей. Тут уж бразды правления взял на себя Иннокентий Васильевич - дорога знакома еще с 1958 года, когда он работал первым штурманом на теплоходе «Валерий Чкалов». Тогда они вместе с капитаном Степаном Ивановичем Фоминым впервые открывали и осваивали туристический маршрут Красноярск - Диксон. 7 сентября, утром, «Чехов» уже стоял на якорях у Кабацкого острова в Дудинке.
Вскоре на борт прибыла новая команда от Енисейского пароходства. Еще день пришлось постоять, пока улеглась суета, связанная с проводами морской перегонной команды, которая из Дудинки улетела в Ленинград. 9 сентября отправились в первый рейс по Енисею до Красноярска. Привыкай, «Антоша», и полюби Енисей - здесь тебе предстоит долгая служба и большая интересная работа...» (Туруханск-Регион).
На Енисее «Антону Чехову» довелось отработать 25 лет. Этот теплоход был одной из визитных карточек Енисея и Красноярска. Роскошный красавец-теплоход с системой кондиционирования, с удобствами в каждой каюте, с огромными панорамными окнами, даже с бассейном в баре на фоне Енисейских транспортников однозначно выделялся. «Антон Чехов» в основном совершал многодневные круизы от Красноярска в заполярную Дудинку. Возил он и иностранцев. Это было единственное судно такого уровня на великой реке.
2. Фотографии сибирской карьеры «Антона Чехова» в сети немного, но некоторые все же есть. Вот эти фотографии выкладывал на речном форуме Максим Богданов. Автор фотографий G.Eicheler. Это фотографии из енисейского круиза «Чехова».
3.
4.
5. Еще одна фотография с сайта
fleetphoto.ru, автор И.Казимирчик. «Антон Чехов» на зимовке в Красноярске.
6. С сайта
"Енисейского речного пароходства.
7.
8. С сайта
skyscrapercity.com.
9. С сайта
Енисей. Живая история.
К началу 2000-х годов все чаще стали звучать новости о сложности эксплуатации «Чехова» на Енисее. Якобы и теплоход не окупался, и глубины для безопасной работы теплохода гарантированной не было. На Енисее долгие годы дноуглубительные работы действительно не велись. Капитан Марусев вспоминал: «Чехов» едва не ползал на пузе. Даже самый мощный толкач на Енисее - это 2400 лошадиных сил. У «Чехова» 2700 л.с. Три двигателя по 900 л.с. каждый. Он рассчитан на скорость, но по Енисею ходил обычно на среднем или малом ходу. Бывало, что «глубина 280 и у нас осадка 280. По сути, запаса нет. Я не имею права идти. А как я не пойду, если на борту туристы? Я брал риск на себя, но знал, что бассейновое управление всегда дает глубины и еще запас сантиметров двадцать».
В свое время Александр Лебедь запретил продажу Чехова. В 2003 году идея продажи теплохода снова всплыла. Тогдашний губернатор Александр Хлопонин сделку одобрил, пообещав в СМИ, что вместо «Чехова» край будет строить новое судно для Енисея. По факту получилось, что и «Чехова» продали и нового ничего не построили. Приобрела «Антона Чехова» компания «Ортодокс», весь флот которой базируется в Ростове-на-Дону. «Чехов» засобирался в обратный путь на Волгу.
22 августа 2003 года, дав прощальный гудок, «Антон Чехов» навсегда покинул Красноярск. В Дудинке его уже ждал буксир «Жижгин» судоходной компании "Портофлот" Архангелького морского порта. Тащить его по Северному морскому пути хотели на буксире без экипажа. Капитан Иван Марусев настоял, чтобы на «Чехове» была перегонная команда, чтобы не рули не закреплялись, а один из двигателей всегда был готов к пуску. Капитан вспоминал: «Попали в шторм. Девятый вал едва не утопил судно. Волной выбило шесть стекол вместе с защитными досками. А одно стекло у «Чехова» - как в обычной квартире панельного дома. На нижней палубе воды набралось 40 см. А если бы не было команды? Начали откачивать воду. Правда, не могли сманеврировать, потому что были на буксире. Если бы он шел сам, можно было выбрать момент, развернуться кормой на ветер и уходить от волны. А так он был привязанный. А буксиру дали задание идти вперед. Он и шел. Болтало в этом шторме почти сутки. На второй день удалось укрыться в бухте и переждать еще два дня».
Перегон успешно завершился, хотя и не без потерь. Штормом «Чехову» выбило окна носового салона средней палубе и несколько межкаютных стенок.
10. «Чехов» в Санкт-Петербурге после перегона. Фото Александра Соснина.
Все это довольно быстро залатали, ближайшие к салону каюты претерпели ремонт. «Антон Чехов» теперь работает на линии «Москва - Санкт-Петербург» с иностранными туристами. Взять на небо билеты можно, только вот цена немного останавливает. Для всех желающих познакомиться с этим теплоходом «Ортодокс» дает на откуп перегонные весенние и осенние рейсы до/из Ростова-на-Дону. Два брата проекта Q-056 теперь часто встречаются, даже иногда утраивают гонки (видео есть в сети), но «Антон Чехов» - это единственный теплоход, записавший в свой актив двукратный переход по Северному морскому пути.
Фотографии «Антона Чехова» уже на Волге с речных форумов.
11. Автор: Станислав Р. В Москве.
12. Автор: Вячеслав Заикин. На подходе к Самаре.
13. Автор: Prokof'ev. Угличское водохранилище.
14. Автор: portugal. Нижний Новгород.
Еще два небольших видеоролика о перегоне «Антона Чехова» (
YouTube автор - ivan63375). Первый снят с борта буксира «Жижгин», осуществлявшего проводку. Во второй части ролика - повреждения, которые получил теплоход в шторм.
Второй ролик снят с борта самого «Антона Чехова».