Сегодня смотрел передачу про борт №1 России - президентский Ил-96. А ведь не все знают, что борт №1 есть и на реке. В 1973 году по заказу брежневской администрации на ленинградском заводе «Северная верфь» был построен представительский теплоход «Россия». Теплоход был построен в единственном экземпляре по специально разработанному проекту (проект 1877). Однако, построенный для Л.И.Брежнева теплоход, самого Брежнева на борту никогда не видел. Не очень жаловал генсек речную неторопливость, да и здоровье уже было не то.
Фотография Сергея Богомолова (Photosight.ru)
Немного технических характеристик этого судна:
Длина - 83,6 м
Ширина - 12,7 м
Надстройка - двухъярусная
Водоизмещение - 1100 т
Количество и мощность двигателей (л.с.) - 2 х 1500
Скорость в глубокой воде - 30 км\ч
Теплоход "Россия". Спуск на воду. Фото с
www.forum.flot.su Долгое время «Россия» практически все время стояла в Москве. В 1993-1994 годах "Россия" подверглась модернизации и частичному ремонту помещений на Новой верфи в финском городе Турку. Были обновлены полностью внутренняя отделка помещений "под вкус Бориса Ельцина", оборудование камбузов, системы кондиционирования воздуха, спасательное и противопожарное оборудование. Первый президент России на «России» нередко путешествовал по Волге. К тому времени теплоход уже находился под управлением администрации президента (до этого времени он был в составе Московского пароходства). Естественно с таким покровительством «внутренности» теплохода для всех оставались большим секретом.
Теплоход "Россия". Спуск на воду. Фото с
www.forum.flot.su Однако в 80-е годы был выпущен буклет, посвященный этому теплоходу. Буклет был выпущен небольшим тиражом, преимущественно для пароходств. Поэтому найти его сегодня большая редкость. В этом буклете были представлены интерьеры борта №1 до переделки его внутренних помещений. Так сказать, комфорт по меркам 1973 года. Сканы этого буклета выложила на речном
Форуме Ирина Панфилова (
rechnoi_dozor ). Предлагаю их к просмотру.
#1
#2
#3
#4
#5
#6
#7
#8
#9
#10
#11
#12
#13
#14
#15
После 2000 года было решено построить для первого лица государства новый представительский теплоход. Для этого был объявлен тендер среди конструкторских бюро. Выиграл в тендере проект питерского КБ «Алмаз». Представленная смета гласила, что строительство нового «борта №1» обходилось в 50 млн. долларов. Администрацией Президента было решено, что предпочтительнее все же было подвергнуть капитальной модернизации уже существующее судно. Так президентская «Россия» второй раз попала на родной для себя завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.
Теплоход "Россия" на слипе завода "Северная Верфь"
Проект реконструкции судна был разработан нижегородским конструкторским бюро «Вымпел». Модернизация и ремонт велись в два этапа. Первый этап предусматривал ремонт главных двигателей, комплексное обновление состава средств навигации и связи, придание судну лучших маневренных характеристик, замену подруливающего устройства, второй - модернизацию надстройки и жилых помещений, включая палубу главного пассажира. К поставке материалов и оборудования, исполнению работ по замене интерьеров были привлечены иностранные фирмы.
Теплоход "Россия" в Астрахани. Фото М.Мозжухина (
mifishkin )
Летом 2005 года обновленная «Россия» была вновь передана администрации президента РФ. Передавался теплоход в практически секретной обстановке. Естественно, никаких публикаций о том, что там сейчас - в салонах и каютах президентского «борта №1» нет. После этой модернизации «Россия» приобрела свою современную расцветку.
Теплоход "Россия" на канале им.Москвы. Фото А.Буковского.
Президент Путин на теплоходе «Россия» посещал Валаам, Кижи, Шуйскую Чупу, катал по Неве и угощал завтраком глав государств Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана в дни встречи в 2002 году в Санкт-Петербурге лидеров стран - членов ШОС. На борту «России» проходили переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко об объединении государств. Нынешний Президент тоже периодически совершает на ней путешествия по реке.