Два взгляда на общественное питание

Apr 12, 2012 14:13



http://skurlatov.livejournal.com/1452183.html
После окончания МГУ с 1961 года работал в Физматгизе на Ленинском проспекте, вместе с товарищем Сергеем Половинкиным (ныне он известный философ) ходили обедать в столовую Президиума АН СССР, там вообще подавалась гастрономическая роскошь. Поступив в аспирантуру и занимаясь общественной деятельностью, прикрепился к столовой МГК КПСС близ нынешней Центральной Избирательной Комиссии, там царил полный коммунизм. Правда, когда меня изгнали из партийных рядов за написание якобы «русско-фашистского» «Устава нрава» (1965), то питался в основном или дома (продукты стоили очень дешево, и пачку пельменей можно было свободно купить на каждом углу примерно за 30 копеек при средней зарплате около 120-150 рублей), или, когда перебрался в родительскую квартиру в Люберцах, в замечательной столовой Завода сельхозмашиностроения имени Ухтомского поблизости.
Много ездил в 1960-1980-ые годы по стране, нигде голодных не замечал, хотя ассортимент продуктов в магазинах был скудноват, зато в столовых кормили более-менее нормально. Правда, в памяти остался инцидент на трассе Чита-Борзя, когда решил закусить в придорожной забегаловке и заказал гуляш, мне принесли, из-под соуса торчал какой-то хвостик, вытащил сваренную мышку...
Надо сказать, что я лично и мои многочисленные родные и знакомые в 1970-1990-ые годы никакого продуктово-колбасного дефицита не испытывали, поскольку я работал в хороших организациях типа Дипломатической академии МИД СССР и затем плотно занимался оппозиционной политикой и соответственно питался в столовых Кремля и Верховного Совета СССР и затем ГосДумы РФ (политики голодными и безденежными не бывают, как и бандиты, Сергей Удальцов пока исключение). Ещё помню - при осаде Верховного Совета РФ в сентябре-октябре 1993 года я наряду с прочими обязанностями распоряжался кормежкой защитников и распределял талоны на питание. Претензии за 1960-1980-ые годы могу предъявить к столовой Ленинской библиотеки, где кормили из рук вон гадко.

saapin:
Ну, у меня другие впечатления и воспоминания. Во второй половине 50-х годов родители давали мне на день задание: купить хлеб. На велосипеде я объезжал магазины - где-то могло повезти и я покупал две буханки. Дело, между прочим, в Оренбургской области. По рассказам бабушки, до революции пшеницы столько выращивали, что хватало и себе, и не продажу. Мяса летом не ели - его не было в магазинах. На зиму покупали в складчину корову - на три-четыре двора. Забивали её и мясо делили. Мяса хватало где-то до февраля. Картошка да, была. Солёные огурцы и капуста. И солёные арбузы.
Помню, в начале 60-х годов белый хлеб продавали по карточкам - только для детей и больных. Мы тогда переехали в Южноуральск, Челябинской области. Мать и отец работали на заводе. Помню, было блюдо под названием "затируха" - это варёная мука. Рецепт не знаю. Спасал огород. Мясо ели очень редко.
Учился в техникуме. Питался в столовой - помню, что как зарядят на гарнир горох, то на полгода. Потом горох сменяли макароны - и тоже полгода. Потом картофельное пюре на полгода. И как назло: когда было пюре, то хотелось макароны, а когда были макароны, то хотелось горох или пюре. И вечные котлеты, в которых хлеба было больше чем мяса.
В 1969 году поступил в МГУ. И наконец-то узнал, что такое еда. Столовые в университете были очень хорошие. И недорогие.
Когда работал в "Комсомольской правде", то много ездил по стране. Голода не было, но набор продуктов в магазинах минимальный. Запомнилось: не было мяса в Куйбышеве и по рассказам жителей, не было его годами. Правда, на предприятиях выдавали заказы. В Кургане увидел в магазины: прилавок-холодильник забит свиными пятачками. Чем этот феномен объяснить, не знаю.
Ну, и так далее.
Возможно, мне просто в жизни не повезло. Не там я жил.
Up