когда одновременно работаешь с документами XVI и XVII вв, голова идет кругом, постоянно приходиться перескакивать с эпохи на эпоху, с "материальной части" на какие-то скучные описи. И вдруг встречаются забавные эпизоды. Вот, например, запись по челобитью куячных дел мастера, которому "куячное дело заобычай", и который "куяки куёт добре", и у которого ученики "куячному делу навычны" - в скорописи буква "како" может писаться как две палочки ||, но дьяк из-за корявости почерка их соединяет посередине, отчего К ("како") похожа на Х ("хер").
Такой же прикол, думаю, был в описаниях встреч русских с "куячными мужиками" - якутами и бурятами, облаченных в куяки
Или вот, интересные прибамбасы новогодней мишуры при встречи послов:
В 1675 году января 29 , "по указу Великого Государя, были на смотре и на выезде, против кизылбашских послов, ближние люди; а у них вели по две лошади простых; да за ними были люди их с ружьем от 8 до 25 за каждым, а перед ближними людьми ехали наперед 2 сотни конюшеннаго чину все в куяках да в латах с пищалими турскими и с карабины, а за ними ехали сокольничьи сотни, в пансырех, и с щиты, и в крылях и с копьи с змеиными. А за ними ехали выборная сотня, все в большом наряде; а лошади были у всех с гремячими цепми"
"Для ратных людей конюшеннаго чину, стремянных, и задворных конюхов, к прежним 64 змеям и к томуж числу пар крылей, зделано вновь 121 змия с лопастями, и тож число пар крылей нарядных с лопастями, да вновь зделано сто копей кумыцких"
Получалось нечто вроде такого (рисунок Висковатова с рисунка Таннера 1670-х):
С.П.Орленко нашел документ, как делали на копьях эти змеи. Хвосты змей делались из ткани на черемуховых прутьях, а крылья и языки аспидов -из жести. Снаружи змеи оклеивались «медной шумихой» (предположительно фольгой, мишурой). Древки копий украшались цветной бахромой и тканевыми «лопастьми»