камрад
george_rooke уже
отписался .
Стартовым текстом ув.
antoin можно считать
этот.
Мой же текстик получился несколько пафосным, зато искренним. Некоторые натяжки в публицистике, я думаю, допускаются :)
XV-XVII вв - эпоха мучительного рождения огромной империи из небольшого государства, некогда находившегося между литовцами и татарами. Страна, вначале закрытая от иностранцев, со временем приоткрывает окно (вернее - форточку) в Европу.
Стремительное присоединение княжеств и земель было обусловлено созданием мощной и эффективной военной организационно-сословной структуры - поместной конницы. Помещики служили «за землю», за поместье, верстались на службу новиками в 15 лет, а выходили на покой старыми и увечными. Дети годами не видели своих отцов, знали лишь, что они кладут свои головы где-то в Литве, или в Ливонии, или в «подрайском землице». А отцы, облаченные в байданы, юшманы, зерцала, пансыри, шеломы, саблями и мечами, стрелами и сулицами прокладывали дорогу к победе во имя своего государя, воюя на небольших, но выносливых меринах.
С точки зрения военной антропологии, к.XV-XVI вв - период складывания особого мировоззрения русского воина. Со временем в сознании князей, дворян и детей боярских происходит трансформация взглядов на службу своему господину: вольный «отъезд» от сюзерена стал считаться предательством, а пожизненная служба государю - священной обязанностью. В темнице и на галерах, в бою или на чужбине - большинство из них полагало, «что она, Россия, есть государство христианское; что в других странах обитают люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога; что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине вместе с неверными, и только тот идет прямо в рай, кто скончает свою жизнь на родине» (К.Буссов).
В идеальных представлениях воинов того времени высшая честь - «биться явственно, не щадя животов, не скрывая ран своих» и в конце получить наградной золотой на шапку. Поместная конница одерживала как значимые победы, так и терпела тяжелые поражения. Ведрошь и Орша, Опочка и Стародуб, Казань и Полоцк - все эти сражения интересно изучать, и каждый раз открываешь для себя что-то новое.
Это эпоха становления русской пехоты - от нестройных толп пищальников до стойкой инфантерии, в конце-концов получившей высокие характеристики противников, романтичного Граммона и поэтичного Фындыклылы. Уже в XVII в. под грохотом пушек и неистовыми атаками противников рождались полки нового строя, ставшие предтечей Петровской армии.
Артиллерия этой эпохи, говоря словами первого директора Артиллерийского музеума, Н.Е.Бранденбурга, являлась двигателем российской промышленности, поскольку ход последней всецело зависел от развития огнестрельного дела. Артиллерия являлась главным представителем в металлургической промышленности, где сосредотачивалось железо-ковательное и литейное производство. Горное дело, селитроварение и пороходелие развивались под влиянием той же артиллерии. Наконец, инженерная часть (строительство крепостей и фортификационных сооружений) составляла отдел того же «артиллерийского искусства». Подытоживая тезисы Н.Е.Бранденбурга, можно сказать, что исследователь, обратившийся к изучению документов об отечественном «огнестрельном наряде», невольно переносится из области военной истории в область экономическую - перед нами фактически вся предыстория складывания российской промышленности.
Пушки в эту эпоху прекрасны. Артиллерия периода XV-XVII вв. одевается в роскошные орнаменты из гербов, девизов, надписей и ренессансных узоров. При изучении каждого экспоната исследователь находится на стыках таких дисциплин как палеография и эпиграфика (надписи вязью), геральдика (гербы и гербовые эмблемы) и титуловедение (пространные и краткие титулы государей), мифология (изображение мифических и реальных животных) и искусствоведение (пушечный орнамент под колоссальным влиянием ренессанса и барокко).
Наконец, от этой эпохи остался большой и интереснейший пласт документов - столбцов и свитков - который до сих пор лежит в архивах и ждет своего исследователя.
Таким образом военное дело XV-XVII вв. привлекает своей «недо-исследовательностью». Во многом это могло быть связано с тем, что в силу грандиозности военных преобразований Петра Великого, оно зачастую изображалось как нечто несовершенное, хаотичное, почти не связанное в своем развитии с военными реформами начала XVIII века.
Ну и как это не изучать?