Разбор выпуска Деконструкции «Клим Жуков о фильме «Последний из Могикан» (1992)».

Dec 10, 2021 21:00

Меня попросили высказать своё мнение об очередном выпуске Деконструкции «Клим Жуков о фильме «Последний из Могикан» (1992)». Где Клим Жуков и ведущая Кристина Егорова разбирают с точки зрения истории фильм Майкла Манна «Последний из Могикан» (1992). Я был в отъезде, причём в месте, где даже телефоном пользоваться было неудобно.
Выпуск мне очень не понравился. Сплошной набор штампов, чувствуется следы Дробышевского и Стукалина. В некоторых моментах мне показалось, что ведущая была более подготовлена, нежели всем известный «специалист по всему на свете».
1) Первый косяк, резанувший слух это то, что индейцы «не знали меры в охоте».
Сама культура охоты у индейцев предполагает постоянное естественное воспроизводство животного мира и в первую очередь промысловых животных, таких как лесной бизон, лось, медведь, олень. С приходом европейцев важным промысловым животным стал бобр, из-за того что его шкурки покупали европейцы и на них можно выменивать разные необходимые вещи.
Абсолютно весь лес был поделён между индейскими семьями, каждый знал, где, чья делянка, наказание за охоту ну чужой делянке могла быть вплоть до смерти. Далее к лесу и к животному миру отношение было, как и у крестьянина к земле, обязательно давали лесу отдыхать. Охота фактически велась по квадратам. После охоты давали лесу 3-4 года отдохнуть, для естественного воспроизводства уходя на другую заимку. Важный аспект был то, что охотились только ради еды, и только когда голодны, в противном случаи это считалось проявлением жадности и тогда Великий дух накажет. Доходило до того, что перед охотой на промысловых животных, охотник часто искусственно голодал и заставлял голодать свою семью, чтобы обратиться к Великому духу с просьбой не отводить от него животных, так как ему нужно мясо для поддержания жизни его и его семьи и т.д. и т.п. Мало того индейцы искусственно создавали условия для естественного воспроизводства животных. Для оленей и лесных бизонов выжигались поляны, в лесу создавая лесостепные условия пригодные для жизни этих животных, бобрам делали плотины и т.д.
Истребление животных происходило только тогда, когда на территории появлялся белый человек.

2) Второй косяк, это то, что индейцы тупые и не понимают от чего они заболевают и умирают, полагая, что во всём виноваты злые духи и враждебные колдуны. Индейцы отлично разбирались в болезнях и умели их лечить. В 16 веке, когда встречи с европейцами были эпизодическими, а европейские болезни косили индейцев С. Америки десятками тысяч. Такие мысли могли возникнуть, так как от эпидемий пострадали даже те племена, кто с европейцами напрямую не сталкивался. В 18 веке ничего такого не было, индейцы отлично понимали, что они заражаются от европейцев и старались не посещать крупные европейские города, ограничиваясь встречами в пограничных поселениях. Если же требовалось прибыть в крупный город Филадельфию, Бостон или Нью-Йорк то путешествие туда воспринималось как подвиг, и индеец заранее готовился к смерти.

3) Далее Жуков рассуждает на тему, почему Купер назвал свою книгу «Последний из могикан» в то время как племя могикан со смертью Ункаса не исчезло, оно здравствует и поныне. Жуков предположил, что это литературный ход видно что он книгу не читал , что собственно Жуков и сам подтвердил в конце интервью. В книге «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе» Купер пишет:

- Ответь мне, куда исчезли, куда скрылись цветы давно улетевших летних дней? Они упали, осыпались. Так погиб и весь мой род: все могикане, один за другим, отошли в страну духов. Я стою на вершине горы, но скоро придет время спускаться вниз. Когда же и Ункас уйдет вслед за мною, тогда истощится кровь сагаморов: ведь мой сын - последний из могикан!..

…- Ункас, сын Чингачгука, - скромно ответил пленник, отворачиваясь от толпы и склоняя голову из уважения к личности и годам старика, - один из сыновей великой Унамис - Черепахи.
- Последний час Таменунда близок! - воскликнул мудрец. - День наконец близится к ночи! Благодарю Маниту за то, что здесь есть тот, кто заменит меня у костра совета! Ункас, внук Ункаса, наконец найден! Дайте глазам умирающего орла взглянуть на восходящее солнце!...

В обоих фрагментах Купер пишет о том что Ункас не только последний из могикан но и последний сагамор т.е вождь, а также то что он Ункас, внук Ункаса потерянный и вновь найденный. Ункас родовое имя вождей могикан-махикан из Коннектикута, верных сторонников англичан в войне с пекотами и индейскими племенами сторонниками «короля Филиппа» в 17 веке. Племя могикан проживало в верховье реки Гудзон и далее на север в современном Вермонте, в средней и западной части современных штатов Коннектикут и Массачусетс. Могикане жившие в верховье реки Гудзон были известны под именем могикан, те что в Новой Англии под именем покумтук, нипмук, пакусет, махикан и т.д. Могикане никогда не были объединены в одно племя и так же как соседние манси, унами, вапингер не имели единого вождя. В середине 18 века часть могикан с реки Гудзон ушли вместе с проповедниками из числа моравских братьев на Саскуэханну, другие ушли к французам в деревню Беанкур у Труа-Ривьер и на озеро Шаплейн. Те что остались имели несколько временных поселений в западном Массачусетсе и Коннектикуте. Иногда их называли Стокбриджские индейцы по названию небольшого английского поселения Стокбридж в западном Массачусетсе, где была школа для индейских детей. Но в самом Стокбридже индейцы не жили, бродя разрозненными группами в округе. Что касаемо могикан-махикан и Ункаса, в середине 18 го века на период Семилетней войны в племени действительно возникли проблемы с вождём. Вожди у индейцев были наследственными, право передавалось от матери к сыну. Чигачгук супруг Унамис не мог претендовать на вождество, а вот его сын Ункас мог. Само имя Ункас давало ему на это право, так как у индейцев С.В. имена передавались внутри семьи. Насколько я помню, последний вождь из потомков великого Ункаса (c.1588- ок. 1683) по имени Бен Ункас II, умер в 1769, на нём Ункасы пересеклись, следующего вождя могикан-махикан выбрали из другой семьи.

4) Четвёртый косяк разнообразие языков. Если мы говорим о С.В. Северной Америки то там не было никакого разнообразия языков, там было всего два языка ирокезский и алгонкинский. Индейцы, были как правило двуязычные отлично понимая и разговаривая на обоих языках. Племена не были замкнуты благодаря матрилинейности, когда мужчина живёт в деревне жены, национальный состав деревни был очень и очень пёстрый и все дети рождёные в этом межплеменном браке принадлежали жене и племени в котором они родились. Если жена проживает в деревне или племени мужа, то её дети через некоторое время отдаются её родственникам и далее воспитываются ими. Нахождение в деревне людей из других племён не только сильно разнообразило генную принадлежность но и помогало в сглаживании острых углов в взаимоотношениях с другими племенами, так как в деревне всегда проживал кто то из других племён в том числе и из очень далёких. Опять же индейцы практиковали усыновление людей из других племён, в том числе и из враждебных.

5) Пятый косяк непонятный, Жуков заявил, что Семилетняя война продлилась с 1757 по 1764. Это серьёзная ошибка, так как она шла с 1756-1763. По сути, в Америке война началась в 1755 г. а если с учётом мелких стычек, то она не прекращалась с 1744 г. по 1764 г.

6) Шестой косяк, ведущая правильно обратила внимание на то, что индейцы в фильме ходят полуголые. Жуков предположил, что в южной Канаде жарко, так как она находится на широте Киева, но это не так. В Киеве люди всё таки одежду носят, да и голышом в фильме ходят только индейцы, европейцы, почему то не оголяются. Значит дело в индейцах, а не в температурном режиме. Индейцы ходили полуголыми вовсе не из-за жары, они и зимой старались не одеваться только в крайних случаях, в основном кутаясь в одеяла на голое тело или в меховые плащи, сшитые из шкурок, обмазываясь жиром полагая, что это поможет преодолеть холод. Индейцы выщипывали усы и бороду, а так же не носили одежду, полагая, что если человек отращивает растительность на лице и носит одежду, то таким образом он скрывает своё истинное лицо и внешность. А значит он обманщик. Настоящий индеец до последнего одежду одевать не будет. Его тело и татуировки на нём покажут всем окружающим кто он, из какого он племени и клана, его статус (что было особенно важно при межплеменных переговорах), а также сколько человек он убил.

7) Далее ведущая поинтересовалась в чём был интерес индейцев участвовать в Семилетней войне, как на стороне французов, так и на стороне англичан. Жуков как всегда ошибочно высказался что европейцы искусно разжигали межплеменные конфликты, что индейцы не идентифицировали себя индейцами полагая что они кроу, гуроны, могавки и т.д. Это всё полная ерунда. Индейцы отлично понимали что они индейцы в независимости от того кто к какому племени принадлежал. Да и межплеменное общение было очень и очень развито. Если мы говорим о Семилетней войне то в ней участвовали десятки племён как на стороне французов так и на стороне англичан но индейцы друг другу войну не объявляли если они встречались в враждебных армиях то старались в друг друга не стрелять отлично понимая что один неверный выстрел может привести к кровной мести и войне племя на племя. Англичане и французы замириться, как это было не раз, а война между племенами индейцев будет продолжаться вечно. На момент семилетней войны война индейцев северо-востока шла с южными индейцами с чероки, катоба и чикасо, соответственно она не прекращалась и те же могавки союзные англичанам шли воевать с катоба также союзных англичанам.
Причины по которым то или иное племя или даже тот или иной индеец поддерживал французов или англичан были очень разнообразны. Если мы говорим о могиканах из Новой Англии и реки Гудзон ушедших к французам то они мстили за нескольких своих людей убитых ранее англичанами и за землю которую заняли колонисты Новой Англии но, не заплатив за неё. Индейцы с реки Святого Лаврентия выполняли свой союзный долг перед французами каждая деревня индейцев обязывалась выставить определённое число воинов по требованию французского губернатора на войну с англичанами или враждебными племенами. Микмаки, малесит, пенобскот, нориджвук, живших в Новой Шотландии и Мэне также имели территориальные претензии к англичанам. Интерес «стокбриджских» и «речных» могикан воевать на стороне англичан это в первую очередь деньги, корона неплохо платила, а у многих индейцев живших среди колонистов были долги, которые можно было выплатить, нанявшись в армию. У многих ирокезов, в том числе могавков был тот же корыстный интерес. Если воина политика его племени-деревни не устраивала, то он мог уйти индейскую деревню, поддерживающую французов или англичан и воевать на той стороне, где ему более по вкусу.

8) Восьмой косяк упор Жукова на то, что резню у У-Генри начали гуроны и вообще на гуронах. Гуронов в походе на У-Генри участвовало всего 52 человека 26 гуронов из деревни Лоретта у Квебека и 26 из Детройта. Общее число индейцев 1799 человек как мы видим гуроны вовсе не были первой скрипкой в этом походе. Целенаправленной резни капитулировавшего гарнизона не было, индейцы принялись грабить и раздевать сначало негров и торговцев в конце колонны, а потом увидев что англичане не сопротивляются стали раздевать солдат и офицеров. В принципе абсолютно все солдаты и офицеры, прибывшие в форт Джордж, были раздеты и ограблены, меньше всех пострадали солдаты с начала колонны. Индейцы убили и пленили часть солдат но как таковой резни не было по крайней мере как это показано в фильме и в книге Купера. Крик смерти подняли индейцы нориджвук участвующие в походе они и начали резню, которая была довольно быстро прекращена французами, причём один французский сержант гренадёр был убит и несколько ранено. У нориджвук были свои причины, так как ранее, англичане вырезали их мирную делегацию в одном из фортов Мэна, прибывших по приглашению англичан.
Король Англии отказался ратифицировать капитуляцию гарнизона вовсе не из-за нападения на колону, а из-за того что в ночь перед этим индейцы вырезали раненых солдат в лазарете, на глазах у французского офицера.

9) Жуков верно отметил что индейцы вудленда (СВ Америки) были очень воинственны, выносливы и более подготовлены в военном плане, также для них было очень важно как «ку» (подвиг) так и взятие скальпов. Однако наибольшая доблесть заключалась во взятии пленных. Пленный это бесспорное доказательство. Скальпы можно было подделать из одного сделать два, смухлевать предоставив вместо скальпа шерсть подходящего животного, снять скальп с женщины или ребёнка и выдать за воина и т.д. Пленный же это бесспорное доказательство победы. Пленного водили по деревням, причём статус его хозяина значительно возрастал, затем пленного либо убивали путём сжигания с элементами каннибализма либо усыновляли, заменяя им кого либо, из умерших членов племени. Производство в вожди проходило по наследственному признаку и воинская доблесть на это не очень влияла, хотя если было несколько кандидатов то предпочтение отдавалось тому, кто был более удачлив в войне и охоте, хотя если воин ничем особенно не отличился у него также был шанс стать вождём пусть и позднее чем у более удачливых членов его семьи. Военный вождь или так называемый «главный воин» был чем-то вроде военного министра, эта должность была очень почётной и выборной по наследству не передаваемой. В принципе если бы должность была бы наследственной, то члены этой семьи быстро бы уничтожились, так как должность обязывала данного вождя участвовать во всех сражениях.

10) Индейцы С-В не приносили человеческих жертвоприношений пленных ели и сжигали полагая что таким образом те не возродятся в потустороннем мире и не смогут навредить тем кто их убил.

11) Жуков правильно отметил что индейцы Вудленда, были хорошо вооружены имея в своём распоряжении первоклассные охотничьи ружья, а также умели лучше с ними обращаться в отличии от среднестатистического солдата или колониста. Но одновременно с этим многие индейцы, жившие на пограничье, ружей не имели, пользуясь копьями и луками. Дело в том, что в полевых условиях ружья часто приходили в негодность самостоятельно чинить их индейцы не умели, если на территории племени нет постоянной европейской фактории с кузнецом-оружейником то от мушкета толку было мало. Соответственно западные племена, эпизодически встречающиеся с европейцами, предпочитали покупать у торговцев железные наконечники для стрел и копий. С этим же оружием они и ходили воевать, по крайней мере, на начальном этапе Семилетней войны. Оружие союзным индейцам перед военным походом выдавали как французы, так и англичане. Например, в июне 1756 г. Джонсон доставил в столицу ирокезов деревню Онондаго 210 лёгких ружей из 275 полученных им от губернатора Нью-Йорка, заявив, что часть ружей сломалось из-за плохой укладки в ящики при транспортировке ружей через океан из Англии.

12) индейцы проявляли чрезвычайное бесстрашие по двум причинам, когда человек хотел умереть (старость, горе от смерти близкого человека) или для поднятия собственного статуса, как правило, это происходило, если статус вождя неоднозначен и оспаривается.
В Семилетнюю войну наиболее яркий подвиг совершил военный вождь деревни ирокезов Освегатчи (миссия ля Презентасьон) Охвандагехте (Ohquandageghte). Он был назначен военным вождём губернатором де Водреем взамен погибшего при штурме форта Булл старого вождя Кольера. Местные индейцы его не приняли убедив де Водрея отказаться от навязывания деревне своего протеже. В конце апреля 1758 г. Охвандагехте был участником похода на Джерман-Флаттс для своей реабилитации ему крайне необходимо было совершить подвиг, однако его отряд решил повернуть назад и с ним осталось лишь два человека. Достигнув Джерман-Флаттс они обнаружили в одном из домов караул из 11 ополченцев игравших в карты. Охвандагехте выкрасился в чёрный цвет смерти и прыгнул в окно, заявив, что ставит на карту свою жизнь, двое его спутников отказались за ним последовать. Охвандагехте выбросил в окно мушкеты ополченцев а затем размахивая ножом загнал их в угол, после этого к нему присоединилось два его товарища помогших ему связать пленных. 11 пленных доставленных в Монреаль стали убедительным доказательством того что Охвандагехте достоин стать военным вождём.

13) Жуков много говорит о геноциде индейцев, но это не так, как такого умышленного геноцида на правительственном уровне не было, просто насыщение европейцами Северной Америки было значительно выше, нежели Центральной или Южной Америки. Были эксцессы с массовым истреблением индейцев, но одновременно с этим были и мирные контакты, причём на правительственном уровне.

У меня всё.

Жуков, хватит больше не надо, остановись...

image Click to view

Последний из Могикан, Клим Жуков

Previous post Next post
Up