Бытует мнение, и оно насаждается все предыдущие годы, начиная с 1917 до сего дня, что Русское Крестьянство - это безпробудная нищета, безправие, отсталость и неэффективность. Так ли это?
Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги "Настольная книга для РУССКИХ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЕВ" издания 1875 года, касающийся персонала (наёмных работников в сельском хозяйстве). Цитирую:
"… В хозяйстве нет работы, которая бы не требовала физического труда; но даже в тех случаях, когда работа состоит преимущественно, и даже по-видимому исключительно, из последнего, она будет безполезна, если выполняется безсмысленно и без всякого плана; последний подёнщик должен работать с полным сознанием цели своего труда, так как только при этом условии он может работать производительно.
Поэтому каждый хозяин, в собственном интересе, должен объяснять подчинённым ему высшим и низшим рабочим цель их работы; должен стремиться к образованию персонала, состоящего из самостоятельно мыслящих и производительных работников; он должен словом и делом внушать им убеждение, что прибыль и убыток работодателя и рабочего обуславливают друг друга взаимно и что он смотрит на них не как на орудия достижения только своей выгоды, но как на прилежных помощников, имеющих естественное право на участие в доходах, добываемых общими усилиями.
Все учреждения (школы, больницы, ссудосберегательныя кассы и т.п.), устроевыемыя общими заботами хозяев и рабочих, имеющия целию поднятие телеснаго, духовного и нравственного благосостояния рабочих, если только они соответствуют местным условиям, потребностям и средствам,
Всегда имеют следствием обоюдную пользу работодателей и рабочих и едва ли где либо выполнение человеческих обязанностей к себе и к своему ближнему вознаграждается так хорошо, как в этом случае.
Подобные учреждения действуют тем плодотворнее, чем в большей мере они устроены не одною стороною, но совокупными усилиями работников и хозяина; лучше всяких других средств, они содействуют искоренению столь распространеннаго взгляда работодателей на рабочих, как на толпу зависимых людей, обязанных работать не для себя, но для хозяина; рабочих же подобные учреждения приучают смотреть на себя, как на свободных, самостоятельных людей, сознающих себя ответственными за качество своего труда и умеющих, в моменты несчастий, искать исхода не в преступлении и нищенстве, но в развитии личной энергии и самопомощи.
От всех лиц управления хозяйством требуются: знания, напряжение всех сил человека, твердость, верность и преданность делу; взамен этого, хозяин со своей стороны должен доставить им соответствующее вознаграждение, величина которого условливается главным образом: степенью познаний и образования лица, размером и родом лежащих на нем обязанностей и общественным его положением. Эти условия изменяются с каждою стороной и с каждым именем, а потому величина вознаграждения не может быть выражена общими нормами.
Часть вознаграждения в сельском хозяйстве обыкновенно состоит из определенного жалованья деньгами, а часть - 1\3 - 2\3 годового общего содержания - из предметов натурою. В высшей степени полезно применение к вознаграждению лиц … принципа участия их в доле чистаго дохода от всего хозяйства, или для лиц, работающих в известной отрасли, участия в доле чистаго дохода, приносимаго последнею.
В этом случае интересы хозяина и служащего совпадают и служат лучшим побуждением к напряжению энергии каждого лица.
Подобное же значение имеет также учреждение пенсий для служащих, если имение достаточно велико для подобного предприятия. В последнем случае фонд для уплаты пенсии составляется из ежегодных вычетов из жалованья, составляющий определенный (обыкновенно не более 3%) процент последнего.
Простор для таланта хозяина всегда обширнее в вопросе о рациональном использовании тою рабочую силою, которою располагает хозяйство, так как эта сила направляется к общей цели его мыслию и его волею. Бережливость в трате труда составляет одно из главных условий, определяющих его производительность. Но эта бережливость отнюдь не должна состоять (как это думают иногда) в ничтожной рабочей плате, так как подобное средство ведет всегда к обратным последствиям: недостатку рабочих и дурному исполнению работ; истинная бережливость при употреблении труда заключается с одной стороны в достаточной, соответственной труду, рабочей плате и пунктуальной выдаче ея в условленные сроки, а с другой:
В постоянном надзоре за хорошим по качеству, своевременным и прилежным исполнением каждой работы, в разумном распределении работы между рабочими и в правильном сочетании работ между собою."
Следовательно, в этом отношении бережливым хозяином можно назвать не того, кто в течении года выдал наименьшую сумму в виде рабочей платы, но того, кто при прочих равных условиях на каждый, истраченный на работу рубль, произвел большую сумму ценностей и следовательно выручил больший процент с капитала.