Медногорский медно-серный комбинат, входящий в состав Уральской горно-металлургической компании, выиграл конкурс на разработку никеля на Еланском и Елкинском месторождениях в Воронежской области.
По мнению члена Общественной палаты, сопредседателя Международного социально-экологического союза Сергея Симака, увеличивая производство никеля, Россия закрепляет за собой статус сырьевого придатка и работает на укрепление военной мощи стран, куда экспортируется никель. Ради этого не стоит губить уникальные воронежские черноземы, считает эксперт.
Сергей Владимирович, зачем России нужно увеличивать добычу никеля? Может быть, нашей стране не хватает этого металла?
- В прошлом году 96% произведенного в России никеля было направлено на экспорт. Собственно Россией потреблено четыре процента никеля. Поэтому говорить о том, что никеля российским производителям не хватает, не совсем правильно.
При том что никель является металлом, который широко используется в военной промышленности, соответственно, можно говорить, что ресурсы России используются на укрепление военной мощности других стран.
Кроме того, сам металл, также как и нефть, газ, - это продукт первого передела, самого низкого. А чем ниже передел, тем грязнее производство и меньше прибавочная стоимость при производстве и продаже продукта.
Поэтому все развитые страны специализируются на продукции высоких переделов, а все недоразвитые - на первичных переделах. Расширение добычи сырья на продажу, в данном случае никеля, очевидно, направлено на закрепление за Россией статуса сырьевой, по сути, - колониальной державы.
Можно ли говорить о существенной экономической прибыли для бюджета страны после увеличения добычи никеля?
- Рентабельность производства возможна при цене от 21 доллара за килограмм никеля, сегодня цена на мировом рынке - 17, и есть тенденция к падению цены. Еще одно распечатанное месторождение явно не будет способствовать ее росту.
Разработка месторождений рассчитана на 25 лет, за это время цена может вырасти.
- Действительно, сложно предсказать, какой будет цена на никель или сопутствующие разработке компоненты - кобальт, медь или другие. Но есть другая сторона: оборот сельского хозяйства в Воронежской области составляет порядка 300 млн долларов в год, плюс доходы двух соседних областей, которые будут затронуты этими разработками, Томбовской и Волгоградской.
Если эти два месторождения будут разрабатываться, произойдет ухудшение условий для сельского хозяйства, изменится гидрологический режим, будут загрязнены черноземы. А воронежские черноземы - эталонные для мира. Таких черноземов в мире больше нет нигде, и они будут нарушены, изменены или уничтожены. Причем чернозем является основой для сельского хозяйства, которое является потенциально вечным: доходы от сельского хозяйства теоретически могут быть бесконечными, а если говорить о продовольственной безопасности, обеспечении региона и страны в целом, это серьезно.
А за 25 лет разработок кто-то снимет "сливки" и выведет деньги за рубеж. Это мы наблюдаем на примере наших крупных предприятий. Страна не получит ничего, а возможность нормального ведения сельского хозяйства этот регион, житница России, потеряет навсегда.
источник ПС
от себя добавлю, что 29 ноября 2012 года в Российской Федерации официально стартовал Год охраны окружающей среды, соответствующий Указ № 1157 от 10 августа 2012 года был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Распоряжением Правительства РФ № 2189-р от 26 ноября 2012 года утвержден план мероприятий по его проведению.
Ну как это назвать?