Мысли Георгия Васильевича Свиродова о русском искусстве

Jan 10, 2013 09:38


Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чем я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавай “Вальс” из “Метели”...
Те же, кто считает себя знающими любителями искусства, с ними мне совсем нечего делать. Их интересует искусство - как побрякушка, секрет которой им потребно разгадать, и в этом - все их удовольствие. О какой-либо сущности искусства нет и речи, наоборот, ценится “искусство” без всякой сущности, без души, без восторга.
“Мира восторг беспредельный - сердцу певчему дан”. Это - и есть драгоценная ноша художника, драгоценный божественный изначальный дар. Без него искусство мертво,это всего лишь пустая побрякушка. Она может быть примитивно-простой или замысловатой, это не играет никакой роли;и в том и в другом случае она не содержит в себе жизни, ибо великое искусство всегда живое искусство именно.
Теперь же часто производится и усиленно насаждается искусство от рождения мертвое, игра ума при сухости
сердца. Между тем, Великие творцы напоены, можно сказать, божественным восторгом, вспомните, например,
Вагнера или Мусоргского.
Занимаясь отбором песен для кинофильма “ 10 дней, которые потрясли мир”,я выяснил достоверно,что Революция (не только октября 1917-го) и все революционное движение на протяжении десятков лет, не создали ни одной своей песни. Все песни Революции - это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал), польские и т.д. песни.
Ни одной песни Русской: “Беснуйтесь, тираны”, “Смело, товарищи, в ногу”, “Красное знамя”, Марсельезы
разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова. Это - не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми.  А сама Революция - по выражению Блока - оказалась совершенно “не м у з ы к а л ь н ы м ” явлением.  Тексты песен принадлежат, большей частью, еврейским авторам. Родоначальником этой поэзии в России оказался Надсон с его нытьем и абсолютным отсутствием поэтического видения мира.
*   *   *

Современный театр:Ефремова, Покровского, Эфроса, Любимова и tuti guanti. Царство вульгарности. Изгрязнили, загадили все русское: драму, оперу, поэзию, музыку, все, все!

*   *   *
Вы люди принципиальные, в этом Вам не откажешь, Вы насаждаете в России шенбергианство, колонизируете
нас по заветам Ант. Рубинштейна, который также насаждал здесь мендельсоновщину. 
Возможно, что Вы и подобные Вам люди, делающие похожее в других  областях жизни - обратите Русских в колониальный, бесправный народ (и сейчас он - полубесправный) без веры, без Бога, с выборочно дозволенной собственной культурой и историей, с оплеванным прошлым и неясным будущим.
Тогда - Вы будете на коне и силой утверждаемые насаждаемые Вами кумиры обретут известность, но все равно никогда не обретут любви.
Но возможно и другое, возможно что Вам не удастся попрать и окончательно унизить достоинство Русского человека, тогда Вы будете названы своими именами.

(Дневники. Из тетради 1982 года).

музыка

Previous post Next post
Up