Обольстительные инструменты

Oct 28, 2016 17:04

Вам, должно быть, не раз приходилось удивляться, что музыку относили к занятиям греховным. Тот же Иеронимус Босх неизменно помещал музыкантов и их инструменты в изображениях Ада. С другой стороны, существует множество изображений так называемых "Ангельских концертов", в которых ангелы прославляют Мадонну с младенцем пением и игрой на виолах, арфах и других музыкальных инструментах. Столь очевидный парадокс в отношении средневековых, да и значительно более поздних - вплоть до конца 18 века, когда старая символика окончательно утратила смысл в новейшее время,- авторов к занятиям музыкой можно понять, если учесть, что, как и всегда в аллегориях и символах, существуют два уровня в интерпретации изображений. На низшем - земном, музыку связывают со слухом, который, как и другие чувства, может вводить человека в заблуждение, обманывать, прельщать ложным, обольщать иллюзорным...


Абрахам Босс. Пять чувств: Слух, около 1635. Холст, масло, 104х137 см. Музей изящных искусств Тура, Франция.


На низшем уровне музыка и музыкальные инструменты - непременные атрибуты соблазнителей. Тут можно вспомнить бытующую и в наше время поговорку о том, что "женщина любит ушами", а также легенду о дьявольской прелести игры на скрипке Никколо Паганини и сюжет самой морализаторской повести Льва Толстого "Крейцерова соната".

Кроме прелести звучания музыкальные инструменты, на том же низшем уровне, напрямую ассоциировались эротоманами всех времен с мужским и женским началом: флейта и волынка - как маскулинные символы (помните, красная волынка - двойной, тестикульно-фаллический, символ у Босха?), а лютня и виола - фемининные.

Владение чувствами, умение различать их нюансы и границу ложного и истинного в любовной сфере всегда считали искусством. Воспитание чувств, их развитие до высшего уровня достигается в значительной степени с помощью музыки и музицирования. Вероятно поэтому так популярно было обучение игре на музыкальных инструментах девушек из состоятельных слоев общества, а музицирование в качестве совместного времяпрепровождения в домашнем кругу или в обществе было так распространено до появления музыкальных автоматов и граммзаписи, заменивших нам живую музыку.


Мартин Пепейн. Аллегория слуха из серии "Пять чувств", около 1610. Дубовая доска, масло, 34х28,5 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.

В свете всего сказанного (вернее - написанного), сюжеты двух небольших картин из Музея искусств имени Ханенко в Киеве можно трактовать двояко: как сцены музицирования с оттенком эротики и как аллегории слуха - одного из чувств человека, способствующего его развитию или порождающего иллюзии...



Дирк Халс. Концерт, около 1650. Дерево, масло, 33,5х45,5 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.

К нашей картине Дирка Халса есть авторский вариант в Эрмитаже:



Дирк Халс. Музыканты, 1623. Дерево, масло, 43х47 см. Государственый Эрмитаж.

Последняя картина Дирка Халса из музея Франса Халса в Гарлеме в подтверждение версии "земного" толкования имеет сцену "собачьего обольщения" внизу слева - у ног участников музицирования на террасе:



Дирк Халс. Музицирующая компания на террасе, между 1620-1625. Дерево, масло, 53х84 см. Музей Франса Халса, Гарлем, Нидерланды.

интерпретация живописи, Живопись

Previous post Next post
Up