Ставший для нас уже
традиционным этногеографический тур по Самарскому краю в этом году ограничился поездкой по Самарской Луке - на Лбище через Малую Рязань. Но зато наша компания расширилась и к прежним трем путешественникам: врач-хирургу, инициатору[водитель, он же - "кентавр", эдакий антропомеханический сплав Homo perectum с его внедорожником "Hover"] и Вашему покорному повествователю-летописцу доморощенного разлива - добавился целитель, прибывший из Москвы через Индию и бурятских с якутскими шаманов.
Повествование начну с запланированного посещения окрестностей села Малая Рязань с целью осмотреть ведущиеся там археологические раскопки.
Дело в том, что идущими там изысканиями под эгидой археологической лаборатории Самарского университета руководит Сергей Эдгардович Зубов, научный руководитель моей магистерской работы по социологии. К нему в лагерь, разбитый неподалеку от Малой Рязани, наша экспедишен и приехала. Посидели с чайком, поговорили ладком по идущим раскопкам, найденным артефактам, о посещении лагеря исследовательской командой из Венгрии, обсудили антропологические вопросы и историографию нашего самарского края, проблемы его туристической привлекательности...
С интересом осмотрели находки из раскапываемого могильника, датируемые концом 8-го - началом 9-го века (незадолго перед образованием Волжской Булгарии). Бронзовые пряжки "звериного" стиля (стилизованной формы с 2-мя лошадьми) и стеклянная бусина указывают на кочевое, "тюркское" происхождение могильника.
В ходе беседы разговор зашел об интересном месте на берегу Волги на краю Малой Рязани - защитном земляном сооружении явно старинного искусственного происхождения. Конечно, поехали на его осмотр, тем более ранее это место никем не исследовалось и в официальной историографии нашего региона не значится.
Хотя как говорится невооруженным взглядом видны остатки двух защитных валов и рвов полукругом окаймляющих старинное поселение (со стороны Волги - крутой и высокий обрыв). В ходе осмотра и обсуждения предположили, что это скорее всего была некая застава воровских волжских казаков, хорошо защищенная с суши и, в тоже время, в силу выступа скалы позволяющая издали видеть проходящие караваны судов как вниз, так и вверх по течению Волги.
Поговорив с местными жителями, узнали, что во время Великой Отечественной войны на этом месте располагалась зенитная батарея, прикрывающая "запасную столицу" и оборонные предприятия г.Куйбышева. Что с одной стороны объяснило наличие нехарактерных для старинных защитных поселений углублений, а с другой - подтвердило "военную компетенцию" древней "заставы".
Конечно посетили и непосредственное место археологических раскопок могильника кочевников, на котором трудилась смена студентов из тольяттинского университета, которым искренне пожелал успехов, а также рассудительности в сфере историографии.
Прямо на краю археологических раскопок с горечью констатировали недостаточное внимание к богатой реальной истории Самарского края, необъяснимое "официальное" игнорирование имеющегося в этой сфере потенциала в деле повышения туристической привлекательности нашего региона. Что уж говорить, если венграм более интересна древняя история наших земель (кои являются для них сакральной родиной предков), а наших "власть имущих" мало что интересует!
Тепло попрощавшись с командой археологов, наша команда отправилась в сторону Лбища, на конечную точку нашей экспедиции.
Проезжая по пути чувашское село Севрюкаево, на ходе обсуждения причин обоснования в центре Самарской Луки "тюркских" кочевников-степняков высказал товарищам предположение, что это предопределилось вмещающим ландшафтом - солончаковыми открытыми землями, как нельзя лучше подходящие для скотоводства. И неспроста более поздние поселения внутри Самарской Луки имеют в своем названии слово "солонец" (Сосновый Солонец, Березовый Солонец). Также подумалось о некой метафизичности появления названия существующего чувашского поселения Севрюкаево, основанное в ходе вторичного заселения Самарской Луки в начале XVIII века "первопоселенцем" по имени Севрюкай (Севрюкей) - на месте прежних мест обитания "тюркских" кочевников появилось поселение с названием, схожим с древним этнонимом "севрюки", как называли "тюркские" роды, проживавшие на "северских землях" приднепровских степей, названных позже Слобожанщиной.
При этом, исходя из истории Великой Болгарии и имевшихся в те времена перемещений кочевников, можно предположить, что и "севрюки" из приднепровских степей и кочевые обитатели [8-9 в.в.] солончаковых степей Самарской Луки - имеют общие родовые "тюркские" корни из причерноморско-прикаспийских степей, но это тема отдельного исследования.