Этногеографический тур-2019. У Малой Рязани.

Jul 25, 2019 00:09

Ставший для нас уже традиционным этногеографический тур по Самарскому краю в этом году ограничился поездкой по Самарской Луке - на Лбище через Малую Рязань. Но зато наша компания расширилась и к прежним трем путешественникам: врач-хирургу, инициатору[водитель, он же - "кентавр", эдакий антропомеханический сплав Homo perectum с его внедорожником "Hover"] и Вашему покорному повествователю-летописцу доморощенного разлива - добавился целитель, прибывший из Москвы через Индию и бурятских с якутскими шаманов.
Повествование начну с запланированного посещения окрестностей села Малая Рязань с целью осмотреть ведущиеся там археологические раскопки.




Дело в том, что идущими там изысканиями под эгидой археологической лаборатории Самарского университета руководит Сергей Эдгардович Зубов, научный руководитель моей магистерской работы по социологии. К нему в лагерь, разбитый неподалеку от Малой Рязани, наша экспедишен и приехала. Посидели с чайком, поговорили ладком по идущим раскопкам, найденным артефактам, о посещении лагеря исследовательской командой из Венгрии, обсудили антропологические вопросы и историографию нашего самарского края, проблемы его туристической привлекательности...




С интересом осмотрели находки из раскапываемого могильника, датируемые концом 8-го - началом 9-го века (незадолго перед образованием Волжской Булгарии). Бронзовые пряжки "звериного" стиля (стилизованной формы с 2-мя лошадьми) и стеклянная бусина указывают на кочевое, "тюркское" происхождение могильника.




В ходе беседы разговор зашел об интересном месте на берегу Волги на краю Малой Рязани - защитном земляном сооружении явно старинного искусственного происхождения. Конечно, поехали на его осмотр, тем более ранее это место никем не исследовалось и в официальной историографии нашего региона не значится.




Хотя как говорится невооруженным взглядом видны остатки двух защитных валов и рвов полукругом окаймляющих старинное поселение (со стороны Волги - крутой и высокий обрыв). В ходе осмотра и обсуждения предположили, что это скорее всего была некая застава воровских волжских казаков, хорошо защищенная с суши и, в тоже время, в силу выступа скалы позволяющая издали видеть проходящие караваны судов как вниз, так и вверх по течению Волги.




Поговорив с местными жителями, узнали, что во время Великой Отечественной войны на этом месте располагалась зенитная батарея, прикрывающая "запасную столицу" и оборонные предприятия г.Куйбышева. Что с одной стороны объяснило наличие нехарактерных для старинных защитных поселений углублений, а с другой - подтвердило "военную компетенцию" древней "заставы".




Конечно посетили и непосредственное место археологических раскопок могильника кочевников, на котором трудилась смена студентов из тольяттинского университета, которым искренне пожелал успехов, а также рассудительности в сфере историографии.


Прямо на краю археологических раскопок с горечью констатировали недостаточное внимание к богатой реальной истории Самарского края, необъяснимое "официальное" игнорирование имеющегося в этой сфере потенциала в деле повышения туристической привлекательности нашего региона. Что уж говорить, если венграм более интересна древняя история наших земель (кои являются для них сакральной родиной предков), а наших "власть имущих" мало что интересует!
Тепло попрощавшись с командой археологов, наша команда отправилась в сторону Лбища, на конечную точку нашей экспедиции.


Проезжая по пути чувашское село Севрюкаево, на ходе обсуждения причин обоснования в центре Самарской Луки "тюркских" кочевников-степняков высказал товарищам предположение, что это предопределилось вмещающим ландшафтом - солончаковыми открытыми землями, как нельзя лучше подходящие для скотоводства. И неспроста более поздние поселения внутри Самарской Луки имеют в своем названии слово "солонец" (Сосновый Солонец, Березовый Солонец). Также подумалось о некой метафизичности появления названия существующего чувашского поселения Севрюкаево, основанное в ходе вторичного заселения Самарской Луки в начале XVIII века "первопоселенцем" по имени Севрюкай (Севрюкей) - на месте прежних мест обитания "тюркских" кочевников появилось поселение с названием, схожим с древним этнонимом "севрюки", как называли "тюркские" роды, проживавшие на "северских землях" приднепровских степей, названных позже Слобожанщиной.


При этом, исходя из истории Великой Болгарии и имевшихся в те времена перемещений кочевников, можно предположить, что и "севрюки" из приднепровских степей и кочевые обитатели [8-9 в.в.] солончаковых степей Самарской Луки - имеют общие родовые "тюркские" корни из причерноморско-прикаспийских степей, но это тема отдельного исследования.

конфликтология, нац.вопрос, социология, "Русский мир", эзотерика, образование, деструктив, Самарская обл., казачество, Нац.безопасность, стратегия, Запад, проекты, история, "мудрые законодатели", сарказм, личное, Каскад, позитив, природа, актуализация, Россия

Previous post Next post
Up