Не секрет, что господствующая ныне (и аж с 18 века) версия офииальной российской историографии полна мифологических несуразностей и нелогичных придумок, которые не выдерживают банального испытания естествознанием.
Особенно наглядно это можно увидеть на примере Великих торговых речных путей "Русского Мира".
Так, единственный по сути признаваемый отечественной историографией торговый водный путь - это т.н. "путь из варяг в греки", который, при объективном рассмотрении, как чрезвычайно сложен по природным параметрам (излишне сложная гидрология и локация на северном отрезке пути, 2 волока "река Ловать-река Западная Двина" и "р.Западная Двина-р.Днепр", непреодолимые тогда пороги на Днепре), так и полностью лишен торговой логики (чрезмерные затраты на волоки и преодоление днепровских порогов, однонаправленность, опасность нападения кочевников у порогов Днепра, наличие наработанного морского пути "в греки").
При этом российской историографией (и только ею!) почему-то преданы забвению не раз упомянутые современниками (периода средних веков) Великие торговые пути, проходящие по протекающим в наших просторах полноводным рекам, а именно - "из перми в персы" [р.Кама-р.Волга-Каспийское море], "из варяг в пермь"[Белое море-р.Северная Двина/Белое море-Онежское озеро-Белоозеро-р.Волга-р.Кама], "из булгар в персы"[р.Волга-Каспийское море], "из булгар в греки"[р.Волга-р.Ока-р.Мокша-р.Цна-р.Воронеж-р.Дон-Азовское море] (привел современные названия гидронимов). Которые реально имели цивилизационное значение, были наполнены торговым смыслом и использовались в обоих направлениях, были чрезвычайно удобны по природе (поскольку проходили по полноводным судоходным рекам и фактически не использовали волок по суше), шли по землям стабильных государств(Великая Пермь, Волжская Булгария, Хазарский каганат), гарантирующих и обеспечивающих безопасность торговых караванов.
Про намеренно преданный забвению путь "из булгар в греки" - напишу позже отдельно, используя материал летних поездок и исследования этого маршрута, а вот относительно остальных упомянутых реальных водных исторических торговых путях можно отметить, что их трассировка используется до сих пор, что лишний раз указывает на их устойчивость, рациональность и востребованность для нашей страны, подтверждается ментальностью "примаршрутного" населения и позволяет говорить об определенной их "намоленности".
По-прежнему, как это было и веками, суда ходят по Каме, Волге, Оке, и именно по старой исторической трассировке обустроен Беломорско-Балтиийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Чего никак нельзя сказать о мифическом водном по Днепру пути "из варяг в греки", когда уже в Золотой Орде (а потом и в Московии, Руссiи, Российской империи) никто и не пытался как-либо использовать этот маршрут (успешно распиаренный официальными властями с 17 века - в целях придания значения заштатному прежде Киеву), на севере этого пути и сейчас легко заблудиться без навигатора, а знаменитые непреодолимые пороги Днепра были покорены только Советской властью (путем постройки ДнепрГЭСа).